|
Интервбью участников и организаторов Форума «Белые ночи САПР’2001»... 22 июня 2001 Недавно организаторы международного Форума «Белые ночи САПР’2001» — компании «Аскон», «Лоция Софт», Delcam и др. — подвели окончательные итоги проведенного мероприятия. Наиболее активное участие в работе Форума приняли работники российской промышленности: заявки подали 290 организаций и предприятий различных отраслей. Кроме этого, большой интерес к мероприятию традиционно проявили белорусские, украинские и казахские специалисты. Приехали также представители стран Балтии и сотрудники болгарской фирмы - заказчика компании «Аскон». Российские регионы — более 50 областей, краев и республик — прислали на форум свои делегации, причем по их составу и количеству можно было изучать экономическую географию России и стран СНГ. Наиболее представительным, как и ожидалось, стало сообщество специалистов предприятий Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Не стало неожиданностью и большое количество участников, приехавших из крупнейших промышленных регионов — Московской, Пермской, Свердловской, Челябинской областей, а также из динамично развивающихся районов Поволжья — Татарстана, Самары и Нижнего Новгорода. Все участники Форума единодушно отмечали насыщенность программы мероприятия интересными докладами и презентациями, а также практическую значимость полученной информации. — На нашем предприятии в настоящее время ведется тестирование ПО КОМПАС 5.10, и впечатления от работы с этим продуктом у нас очень хорошие. Когда я собирался на этот Форум, основной интерес для меня представляла последняя разработка «Аскона» — модуль трехмерного моделирования. Не секрет, что первая версия КОМПАС-3D имела определенные недоработки. После презентации КОМПАС 5.11 я убедился, что со многими недочетами разработчики успешно справились. (И. А. Почухан, старший конструктор ВЧД-2, г. Челябинск) — В моей работе необходимо использовать трехмерное моделирование. Я видел SolidWorks и хотел сравнить его с другими системами. КОМПАС-3D, я думаю, имеет хорошие перспективы на российском рынке — он достаточно функционален, а по цене гораздо более подходит отечественным предприятиям, чем тяжелые западные системы. (В. А. Гуревич, инженер-конструктор МОРИОН, г. Ижевск) — У нас на предприятии принята производственно-экономическая программа, по которой мы должны работать. И одним из пунктов этой программы является освоение проектирования форм для изготовления стеклопосуды. Для выполнения этой задачи нам необходимы конкретные инструменты работы — соответствующие программы. Мы ехали на Форум с определенной целью, с уже намеченным кругом вопросов. И за несколько дней мы получили ответы практически на все эти вопросы. Обнаружилось, что необходимые нам функции имеются в новой версии КОМПАСа. Вернувшись домой, мы сразу начнем очень плотно работать над реализацией нашей программы. (А. Н. Карунас, начальник Бюро автоматизированных систем проектирования, «Салаватстекло»). О том, как организаторам Форума «Белые ночи САПР’2001» удалось провести мероприятие, интересное специалистам самых разных отраслей промышленности, рассказывает директор по маркетингу компании «Аскон» Евгений Бахин.
За время работы Форума не было ни одного негативного отклика. Неужели все прошло абсолютно гладко? Как сами организаторы оценивают результаты проведенного мероприятия? Е. Б.: Прежде всего, надо сказать, что в этом году на нашем Форуме было представлено гораздо больше докладов, чем раньше. Причем программа была интересна представителям самых разных предприятий, и каждый специалист мог выбрать для себя наиболее полезные семинары. Это, я считаю, главный плюс нашего мероприятия. Кроме того, несмотря на огромное количество участников — в этом году было подано 800 предварительных заявок — мы весьма успешно справились с организационными проблемами. Нам удалось очень четко выдерживать график, практически минута в минуту, что на таких мероприятиях сделать очень сложно. Благодаря этому у всех участников оставалось время поговорить со специалистами фирм-поставщиков, задать какие-то вопросы руководству компаний. Среди недостатков следует отметить то, что прекрасное здание ГИПК Атомэнерго стало уже мало для масштабов форума. Становится тесновато с точки зрения организации питания участников — в перерывах просто негде разместить столько кофе и бутербродов. В общем, нужно искать какое-то другое помещение, гораздо большее. Проблема в том, что другого комплекса такого класса в Санкт-Петербурге просто нет. Так что нам, как организаторам, придется серьезно подумать над решением этой задачи. При таком количестве участников всегда сложно происходит регистрация — многие приходят за пять минут до начала мероприятий, что, естественно, приводит к очередям. В этом году мы уделили регистрации особое внимание, чтобы все участники могли как можно скорее приступить к работе. На самом деле, подобные организационные проблемы можно рассматривать и под другим углом. Ведь если участников так много, если люди со всей страны стремятся к нам приехать, это говорит о том, что Форум пользуется популярностью, специалистам интересна заявленная организаторами тематика, они хотят ознакомиться с решениями, которые предлагают «Аскон» и другие фирмы. И мы, конечно, будем развивать наш Форум, постараемся справиться и с большим количеством участников, делая работу еще более удобной для них. С чем связано такое значительное увеличение количества участников? Е. Б.: Во-первых, растет сам рынок САПР. В прошлом году наш объем продаж вырос в 2 раза, и динамика эта сохраняется. Увеличивается количество предприятий, которые начинают выделять бюджеты на комплексные решения по автоматизации конструирования, технологических процессов, подготовки производства в целом. Пропорционально этому растет интерес к специализированным конференциям. Ведь когда предприятие начинает задумываться о таких проблемах, и у него появляются реальные возможности их решить, первое, что делают специалисты — начинают выбирать из различных предложений конкретное решение. Они идут в офисы фирм-поставщиков, посещают всевозможные семинары, смотрят, слушают, задают какие-то вопросы, учатся. К нам на «Белые ночи САПР» традиционно приезжают и те, кто уже использует продукты «Аскона», и новые люди. Я уверен, что все они смогли извлечь для себя определенную пользу, даже если потом они не купят ни один из продуктов, представленных на Форуме. Ведь для специалистов предприятий-заказчиков не менее важно поговорить с представителями поставщиков, получить какое-то общее представление о тенденциях развития, о том, что вообще предлагается на рынке. Информация, полученная на Форуме, может помочь в решении проблем конкретного предприятия. Потому что даже если специалист увидел, что предлагаемые продукты не подходят, — например, не удовлетворяют конкретным производственным или технологическим требованиям или не совсем устраивают по цене, — значит, он уже не зря потратил время. В любом случае на Форуме специалисты предприятий получили технические сведения, обсудили какие-то коммерческие моменты, условия поставок, льготы, узнали, как работать с поставщиками, как проводить пилотные проекты. Это все тоже падает в копилку опыта и приносит пользу нашим предприятиям. Трудно поверить, что такой наплыв участников обусловлен лишь естественными рыночными тенденциями. Наверное, маркетологам «Аскона» пришлось немало поработать, чтобы добиться такого результата? Е. Б.: Конечно, рост количества участников связан и с тем, что в этом году мы огромное внимание уделили раскрутке брэнда самого Форума, повышению его имиджа. Провели даже специальную кампанию — рекламировали не продукты, а мероприятие. Например, придумали слоган «Событие в мире САПР, которое невозможно пропустить». Кстати, надо было его сразу запатентовать, а то уже воруют (с улыбкой): я лично был на одной конференции в регионе, где «шапка» в приглашении была именно такой. Вообще, с каждым годом авторитетность и известность нашего Форума растет, т.к. совместная работа фирм-организаторов приносит свои результаты. Принципиально же наша маркетинговая деятельность на рынке САПР не изменилась. Долгое время в этой области был просто информационный вакуум, и сейчас он только-только начинает заполняться. Несмотря на то, что рекламы много, содержательную информацию не так просто найти. Естественно, мы работаем над имиджем компании, над развитием брэнда нашего продукта. Стараемся, чтобы как можно больше людей имели представление о том, что такое КОМПАС. Однако главной частью маркетинга, как стратегии на удовлетворение потребностей клиента, остается создание продукта и решение конкретных задач наших заказчиков. Можно сделать какую угодно презентацию, пригласить оркестр на регистрацию участников мероприятия, сделать красивые растяжки и т.д. Но если продукты, которые мы показываем, не нужны нашим заказчикам, значит, деньги потрачены зря. Мы концентрируемся на том, чтобы понять задачи наших заказчиков как можно лучше и создать на предприятии максимально эффективную систему автоматизации, используя свои продукты или решения наших партнеров. Надо сказать, что рынок САПР имеет свои особенности. Здесь решения принимаются заказчиком достаточно долго: цикл принятия решения длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Предлагаемые системы дорогостоящие, сложные, поэтому в каждом случае нужно серьезно подумать о внедрении и обучении персонала. Поскольку решение принимается долго и мучительно, основная работа лежит на тех менеджерах, которые работают непосредственно с конечными пользователями. Нужно дойти ногами до предприятия, провести презентацию, узнать, какие конкретные задачи необходимо решить. Даже если контракт небольшой, все равно проводится комплексное обследование предприятия. И мы говорим нашим заказчикам, чтобы они подумали прежде всего не о том, какую красивую картинку им показывают, а о том, как эти коробки трансформируются в решение их проблем. Иначе покупка обернется разочарованием. Обычно рыночная стабилизация ведет за собой развитие спроса на дополнительные продукты и услуги. Меняются ли потребности заказчиков вашей компании? Е. Б.: Действительно, в последнее время резко возрос спрос на услуги, в первую очередь, на обучение. Сейчас очень большая часть поставок идет с оплаченным обучением. Особенно это касается пилотных проектов. Заказчики понимают, что прежде чем делать «пилот», нужно обучить группу людей, которые в нем будут задействованы. Более востребованными стали сопровождение и поддержка, а также специализированные приложения, которые создаются для конкретного заказчика. У наших региональных партнеров даже появились свои прикладные группы, которые делают небольшие вертикальные приложения для своих клиентов. Такого не было все 90-е годы, и это тоже свидетельствует об оживлении рынка. Много подобных запросов приходит напрямую и к нам в «Аскон», поэтому группа разработчиков и менеджеров, которая ведет такие заказы, постоянно расширяется. Мы стараемся обратить внимание заказчика на все, что сопутствует внедрению решения: на обучение, консалтинг, поддержку. За это действительно стоит платить, потому что зачастую это гораздо важнее, чем присутствие или отсутствие каких-то второстепенных для данного предприятия функций в продуктах. Без некоторых функций вполне можно работать, найдя какие-то обходные пути, а без нормального сопровождения работать очень тяжело. Проблема многих вендоров САПР в том, что они долгие годы не имели возможности серьезно развивать штат технической поддержки. Тот, кто к настоящему моменту все-таки успел это сделать, — как, например, «Аскон», — может справиться с огромным объемом заказов. В каком направлении будет развиваться тематика Форума «Белые ночи САПР»? Планируется ли привлечение новых фирм-поставщиков в качестве соорганизаторов мероприятия? Е. Б.: Традиционно Форум «Белые ночи САПР» был посвящен решениям компании «Аскон». В прошлом году мы впервые отошли от привычной схемы организации мероприятия, пригласив двух соорганизаторов — компании Delcam и «Лоцию Софт». А в этом году серьезные изменения были внесены в саму тематику. Если внимательно посмотреть программу, станет очевидно, насколько широкий спектр решений по автоматизации различных сфер деятельности предприятий был представлен на Форуме. Мы пригласили многих поставщиков, продукты которые не составляют конкуренции системе КОМПАС, а дополняют ее таким образом, чтобы заказчик мог получить комплексное решение, полностью покрывающее все его потребности. Естественно, мы планируем развивать тематику Форума в тех направлениях, которые наиболее интересны нашим заказчикам. В первую очередь, в сторону корпоративных систем, ERP-решений. Потому что сейчас интересы клиентов смещаются от небольших инсталляций каких-то программных продуктов в отдельных подразделениях к комплексной автоматизации всего предприятия. Причем если раньше под комплексной автоматизацией понимали в основном управленческий учет, бухгалтерию, склад, то сейчас необходима интеграция этих модулей и с производством, и с проектированием, и с подготовкой выпуска продукции. А здесь пока есть некоторый разрыв, который мы, как разработчики САПР, конечно же, будем закрывать. И соответственно выносить эту тему на конференцию. У нас уже есть предварительные наметки относительно тех фирм-поставщиков, которым было бы интересно поучаствовать в нашем мероприятии, и продукция которых может быть полезна предприятиям. И на будущий год ERP-решения наверняка будут представлены в программе Форума «Белые ночи САПР».
|