|
30 ноября 1998 24 ноября в Государственной Думе прошли открытые Парламентские слушания по вопросу «Компьютерная проблема 2000 года и функционирование информационных систем». Организаторами этого мероприятия выступили Комитет Госдумы по информационной политике и связи и Государственный комитет РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи РФ). В работе собрания приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, сотрудники компьютерных и телекоммуникационных компаний, а также научных и образовательных организаций. На этих слушаниях компания Novell представила доклад, в котором отразила свое видение «Проблемы 2000» и возможных путей ее преодоления. Тезисы выступления заместителя главы российского представительства Novell по работе с государственными учреждениями и банками Валерия Елизова на Парламентских слушаниях, посвященных решению «Проблемы 2000» «Проблема 2000 года» является сегодня наиболее приоритетной темой в правительствах развитых государств. Конечно, наибольшие сложности ожидаются в мире мейнфреймов, однако не стоит думать, что все остальные системы с легкостью перейдут в третье тысячелетие. Мейнфреймы обслуживают финансовые рынки, системы связи и телекоммуникаций, всю банковскую и биржевую деятельность, системы управления энергораспределением, электростанции, системы обороны и управления стратегическими ракетными силами, расписания поездов и самолетов и т. д. В США сегодня 500 тыс. программистов, потребность для перехода к 2000 году — до 1,200,000. Есть опасения, что многие из них просто отойдут от дел в преддверии 2000 года — сыграет боязнь не справиться с задачей. Есть опасение, что из-за ожидаемых проблем в банковской сфере клиенты начнут лихорадочно обналичивать свои счета во избежание потерь или задержек. Если это примет массовых характер — обанкротятся многие крупные банки. Chase Manhattan Bank выделил от 200 до 250 миллионов долларов для решения проблемы. Министерство социальной защиты США начало работы в 1991 году. Штат — 400 программистов, 30 миллионов строк кода. Работа не закончена. Citicorp (400 млн строк) и Chase Manhattan (200 млн строк) начали подготовку в 1995 году. Работа не закончена. AT&T — 500 миллионов строк, General Motors — 2 миллиарда строк. По некоторым данным, в мире существует более 25 миллиардов чипов, не соответствующих требованиям 2000 года. В условиях современной России и всего СНГ эта проблема обостряется тем фактом, что ряд предприятий, занимавшихся разработкой и производством интегральных микросхем — чипов — для автоматизированных систем управления, использовавшихся во всех отраслях народного хозяйства СССР, перестали существовать. Однако в определенных производственных процессах продукция этих предприятий все еще используется. Местами она интегрирована в информационные системы, пришедшие на смену большим ЭВМ. Наиболее уязвимым звеном информационных систем России являются локальные вычислительные сети и корпоративные информационные системы, созданные на основе ЛВС, в правительственных организациях, особенно — ИС силовых ведомств, от нормального функционирования которых зависят поступления в бюджет, обороноспособность государства, поддержание правопорядка, работоспособность систем жизнеобеспечения: Госналогслужбы России, Минобороны, МВД, ГТК и ряда других организаций, в частности, в системе энергораспределения. Слабость этих информационных систем предопределена хроническим недостатком финансирования данных органов и особенно их информационных подразделений. Порочная практика выделения средств на развитие основы основ этих организаций — информационных систем — в самую последнюю очередь и в размере 10%-15% от запрашиваемых информационщиками фондов грозит сегодня неизбежным коллапсом ИС силовых структур в новогоднюю ночь с 31 декабря 1999 на 01 января 2000 года (либо в одну из двух десятков других критических дат, ближайшие из которых наступят за 3-4 месяца до Нового, 2000, года). Печально известная политика в области использования программных средств методом директивного размножения копий ПО с одного-двух официально приобретенных программных пакетов и дальнейшее их распределение в масштабах всей организации усугубляет «Проблему 2000 года» многократно: фирмы-производители этих программных средств имеют полное моральное и юридическое право не идти навстречу настоятельным просьбам руководства этих организаций предоставить специальные условия поставки нового ПО, готового к 2000 году, и делать официальные предложения на основе полных цен на свою продукцию (в отличие от цен на официальные обновления (upgrades), которые в среднем в полтора-два раза ниже стандартных). Ни для кого не секрет, что инфраструктура 80%-90% информационных систем России создана на основе различных версий сетевой операционной системы NetWare корпорации Novell. Это ПО, являясь практически монополистом на рынке ЛВС (более 60% мирового рынка) и входя в список запрещенных КОКОМом для продажи в страны Восточного блока программных средств, поступало в Советский Союз через третьи страны и источники и стало стандартом в связи с оптимальным соотношением цена/отдача от вложенных средств, невысокими аппаратными требованиями, исключительной надежностью и высокой производительностью. По оценкам некоторых правительственных экспертов России, общее количество т. н. сетевых пользователей NetWare достигает 500,000. Количество серверов — от 10 до 12 тысяч. В основном это продукты версии 3.11 и 3.12, которые не рассчитаны на нормальную работу после наступления 2000 года, хотя уже давно существуют средства, позволяющие решить эту проблему и без перехода на более новые версии. Они доступны только для официально зарегистрированных пользователей. В то же время, исходя из задач формирования межрегиональной информационной инфраструктуры государств-участников СНГ и возможности ее интеграции в т. н. глобальную информационную инфраструктуру (Global Information Infrastructure), предельно ясно, что для поступательного развития национальных информационных систем необходимы самые последние разработки ведущих фирм-производителей программно-аппаратных решений, соответствующим образом тестированные, при необходимости усиленные отечественными средствами и должным образом сертифицированные национальными правительственными организациями. Об этом немало говорилось во время завершившегося 18 ноября Петербургского международного конгресса «Телекоммуникации в аспекте национальной безопасности. Перспективы развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры». К сожалению, реализация этих планов может быть отброшена на несколько лет, если государство не сможет обеспечить четкого и твердого руководства в рамках реализации программы по подготовке к 2000 году, главную координирующую роль в которой играет Госкомсвязи России. На основе международного и отечественного опыта в подготовке ИС к 2000 году представляется необходимым сделать ряд крайне важных рекомендаций по основным фазам реализации данной программы в разрезе сетевого программного обеспечения фирмы Novell. 1. Понимание и осознание «Проблемы 2000» На первый взгляд, самая быстрая и простая фаза, однако, как показала практика, одна из наиболее сложных. К сожалению, в подавляющем большинстве организаций до сих пор не определены группы специалистов и руководителей, напрямую отвечающих за своевременное решение «Проблемы 2000». Большинство руководителей в силу занятости текущими вопросами либо не имеют сколько-нибудь глубокого понимания сути проблемы, в лучшем случае считая проблему задачей исключительно компьютерного подразделения (например, ведомственного ВЦ), либо сознательно отмахиваются от нее, основываясь на мнениях некоторых экспертов, считающих проблему надуманной и старательно муссируемой поставщиками в целях получения сверхприбылей. Такой подход абсолютно неправилен, более того, он представляет угрозу национальной безопасности любого государства (например, если главный руководитель не отнесся должным образом к запросу начальника АСУ об обновлении операционной системы или замены таймера в маршрутизаторе системы энергораспределения, система выдаст сбой немедленно после 00:00 01 января 2000, автоматика интерпретирует этот сбой по-своему и разомкнет контакты одной или нескольких трансформаторных подстанций, что может вызвать резкое падение напряжения в сегменте(-ах) системы энергоснабжения, что, в свою очередь, вызовет остановку насосов системы отопления микрорайона и т. п.). Помноженный на масштабы тысяч критически важных ИС, один такой сбой может вызвать непредсказуемые последствия. В организации любого размера руководство решением проблемы должен осуществлять не начальник ВЦ (за ним остается оперативная часть задачи), а, как минимум, 1-й заместитель директора. 2. Оценка масштабов проблемы После создания группы специалистов, выделенных для решения «Проблемы 2000», эта группа незамедлительно должна приступить к инвентаризации всего парка узлов и элементов информационной системы предприятия. Инвентаризация необходима для оценки масштабов проблемы, выявления информационных ресурсов, подлежащих замене или обновлению, и предварительных расчетов, необходимых для решения проблемы средств. Данная задача (инвентаризация) может растянуться на неопределенно долгий срок, если не использовать доступные автоматизированные средства анализа информационных систем (для ИС, основанных на ОС Novell NetWare, это средство той же фирмы Novell — ManageWise), позволяющие собрать исчерпывающую информацию о программно-аппаратном наполнении ИС в кратчайшие сроки и с высокой степенью надежности. Быстро и качественно проведенная инвентаризация является залогом успеха всего проекта. Сегодня Госкомсвязи России, ВНИИПВТИ (головная организация, в чью задачу входит выработка конкретных рекомендаций по подготовке к 2000 году ИС, созданных на платформе персональных компьютеров) и основанная на его базе «Ассоциация 2000» и Московское представительство Novell нашли возможность бесплатного предоставления 60-дневной версии системы ManageWise для государственных структур для проведения инвентаризации и анализа сетевого хозяйства. 3. Исправление Ключевая фаза всей программы. На основе полученных по результатам инвентаризации оценок предстоящих трудовременных и финансовых затрат выделяются необходимые средства, приобретаются готовые к 2000 году технологии и версии операционных и других систем, исправляются ошибки в «домашних» прикладных разработках и т. д. 4. Тестирование Тестирование должно осуществляться на специально выделенной тестовой системе, не являющейся постоянно действующим сегментом «боевой» информационной системы предприятия во избежание распространения выявляемых ошибок и сбоев по всей корпоративной сети. Тестирование осуществляется на основе методических материалов и документов, распространяемых как поставщиками информационных систем, так и государственными органами, координирующими реализацию данной программы, — Госкомсвязи России и его подразделениями и предприятиями. 5. Внедрение Заключительный этап, который необходимо завершить, как минимум, за 1-2 месяца до наступления 2000 года. Одним из подводных камней на этой фазе проекта является необходимость использования автоматизированных средств, обеспечивающих создание виртуальных типовых автоматизированных рабочих мест и их размещение в системе сетевого каталога ИС в виде универсальных объектов, что позволит наиболее быстрым и надежным образом распространить обновленные версии ПО по всем рабочим местам в кратчайшие сроки и предоставит возможность управления АРМами из одной центральной точки корпоративной сети или ее сегмента (в зависимости от конкретной реализации ИС). Такой подход позволяет решить основные задачи силами минимального количества системных экспертов, на несколько порядков сокращает сроки перенастройки АРМов и, кроме того, вносит четкость и унифицированность в организацию информационных систем предприятий и организаций, повсеместно страдающих сегодня от т. н. «самодеятельности пользователей», нередко устанавливающих самое разнообразное ПО на свои рабочие места, что чревато серьезными системными сбоями (внесение компьютерных вирусов, перегрузка сегментов сети, использование информационных ресурсов для компьютерных игр и т. п.). Для сетей на основе NetWare, использующих информационные ресурсы, реализованные на других программных платформах (например, Microsoft Windows NT), таким средством являются продукты Novell Application Launcher и Novell Z.E.N.Works, на 100% решающие задачи управления неограниченным количеством рабочих станций из центральной точки. Управление серверами и сетевыми ресурсами, отвечающими стандартам SNMP, осуществляется через вышеназванный продукт ManageWise. От лица корпорации Novell и сотен тысяч пользователей информационных сетей, составляющих основу информационных систем России, Московское представительство убедительным образом призывает высокое собрание вынести вопросы решения «Проблемы 2000» в список наиболее приоритетных задач и законодательным образом рекомендовать Правительству Российской Федерации, министерствам и ведомствам страны в кратчайшие сроки начать сотрудничество с Госкомсвязи России, еще летом 1998 года обратившимся с запросом о предоставлении консолидированной информации о средствах и трудовременных затратах, необходимых для решения этой острейшей проблемы. Московское представительство Novell представило Госкомсвязи России ряд конкретных предложений, направленных на решение своей части «Проблемы 2000» в силовых ведомствах страны централизованно и на беспрецедентных условиях. |