|
23 ноября 1998
Любой кризис приводит в итоге к переделу рынка. Что происходит сейчас в России и чего можно ожидать в ближайшее время? А. Л.: По моему мнению передел рынка начнется в самое ближайшее время. Правда, сказать сейчас какими способами этот передел будет осуществляться — трудно. Более того, не до конца ясно что будет дальше: каких-то активных маркетинговых действий на рынке пока не наблюдается. Если говорить о рынке системной и сетевой интеграции, то ситуация такова, что те постоянные заказчики, которые были у компаний, в основном сохранились. Какие-то сектора рынка, например банковский, сжались, рынок сократился, но остались и развиваются те области — сферы приоритета, — в которых компании властвуют безраздельно. А у вашей компании есть приоритетный сектор рынка, на котором вы концентрируете свои усилия сейчас? А. Л.: Для Plus Communications наиболее приоритетным является рынок операторов связи. Связано это с тем, что наша компания — не системный, а сетевой интегратор. Мы не специализируемся на построении информационных систем «под ключ», разработкой и поставкой СКС. Нашим заказчиком выступают обычно операторы связи. Это и операторы передачи данных, и интернет-провайдеры, региональные «Электросвязи» и т. д. Эта область деятельности для нас традиционна, в этом секторе рынка мы работаем и сейчас. Впрочем, нынешний кризис ознаменовался для нашей компании еще и тем, что ряд фирм, с которыми мы раньше практически не конкурировали, сегодня начинают присматриваться к нашему рынку. Подытожить сказанное выше можно так: несмотря на снижение числа заказчиков, сильные фирмы сохранили за собой свои приоритетные рынки, приоритетные направления своей деятельности. Однако сейчас они присматриваются и к другим секторам, которые расценивают как перспективные. Какой сектор вы можете назвать перспективным для вашей компании? А. Л.: Для нас сейчас очень перспективен рынок интернет-телефонии. Кризис инициировал экономию денег, а это, в свою очередь, привело к значительному оживлению на рынке IP-телефонии вообще и интернет-телефонии — в частности. Для нас этот рынок интересен не только тем, что операторы IP-телефонии — наши потенциальные клиенты. Нельзя забывать и то, что мы являемся «серебряными» партнерами компании Cisco Systems, а именно этот вендор выпускает прекрасное, конкурентоспособное оборудование для IP-телефонии. К нам уже поступали предложения от различных фирм на оказания технической помощи и консалтинговых услуг в области IP-телефонии. В каком направлении будет развиваться IP-телефония? А. Л.: Во-первых, необходимо отметить, что реально корпоративная IP-телефония уже сейчас находит свое место на уровне организации бизнеса. Что же касается интернет-телефонии, то у нее два пути развития: либо это развитие общественных интернет-каналов для обеспечения качественной передачи голоса и внедрения механизмов гарантии качества обслуживания. Второй путь — организация выделенных каналов для связи шлюзов друг с другом. Но это скорее путь превращения интернет-телефонии в IP-телефонию. Вы рассматриваете возможность выхода на рынок интернет-телефонии в качестве оператора? А. Л.: Нет, в качестве оператора связи выходить на рынок IP-телефонии мы не планируем. У нас есть четкая направленность, которой мы и будем придерживаться. Интернет-телефония — один, довольно узкий сектор российского рынка интернет-услуг. Как вы можете оценить весь рынок Интернета в России? А. Л.: На этот вопрос можно ответить кратко: перспективы хорошие, динамика — не очень. Реально сейчас происходит некоторое снижение пропускной способности каналов. Но это в большей степени проблема экономического характера. Кризис неплатежей приводит к тому, что провайдеры сами уменьшают пропускную способность. Но я убежден, что это проблема временная. Что же касается перспектив развития рынка интернет-услуг, то рынок этот будет развиваться. Причем стимулировать его развитие будут, в первую очередь, такие приложения, как передача голоса и видео через Сеть. Кстати сейчас появляется новый сектор рынка — IP-телевидение — передача видеотрафика через Интернет. Эта область уже сейчас вызывает значительный интерес у региональных телекомпаний. Вещание через Сеть много дешевле, чем вещание по выделенным каналам. Поставив IP-телесервер, можно осуществлять вещание на город или на целый регион. Пользователь со своей стороны, может подписаться на различные программы. Например, на новостные каналы региональных телекомпаний. Хочется подчеркнуть, что именно Plus Communications — одна из первых российских компаний, которая начала развивать это направление бизнеса. А дальше, я в этом уверен, произойдет развитие канальной инфраструктуры Интернета в России, и толчком к этому послужит появление IP-приложений реального времени. В Сети происходит вторая революция после появления Web-технологий. С перспективами понятно. А как кризис повлиял на жизнь вашей компании? А. Л.: Сейчас можно говорить о тенденции «разукрупнения» компаний. В значительной степени это логично. В докризисный период можно было всерьез думать о расширении, о начале новых, возможно планово-убыточных проектов. Сейчас большая часть таких проектов в компаниях заморожена. Примеров можно приводить много. Кстати, это приводит и к сокращению маркетинговых бюджетов — многие маркетинговые акции не приносят той отдачи, которой от них ожидают. Что касается Plus Communications, то в силу специфики нашего бизнеса, мы всегда работали только в одной, локальной области. Не разбрасывались, если так можно выразиться. Соответственно, и кризис нас затронул в значительно меньшей степени, чем многих наших коллег по рынку. Когда мы стали смотреть, то поняли, что у нас просто нет тех проектов, от которых нужно было бы отказаться. Хотя, конечно, борьбу за выживание фирм мы не только наблюдаем, но и чувствуем. Сейчас то время, когда бизнес не прощает ошибок. Именно поэтому Plus Communications старается работать не только на своем основном рынке, но и на рынке пиковых технологий. Именно этот подход позволяет нам довольно успешно вести бизнес даже в тяжелых условиях кризиса. |