|
Рассказывает начальник Исследовательского центра МГТС Владимир Беленкович... 28 января 2000 В конце прошлого года завершились работы по реализации первого этапа проекта построения корпоративной сети АО МГТС. В ходе этого этапа было окончательно сформировано ядро корпоративной сети и объединено около 30% объектов МГТС. Развернутая сеть построена на базе IP-технологий с помощью оборудования компании Cisco Systems. Работы по реализации проекта взяла на себя фирма Plus Communications. О целях, которые преследовало МГТС, приступая к реализации этого проекта, и об изменениях в работе московского оператора, связанных с началом эксплуатации корпоративной сети, рассказывает начальник Исследовательского центра МГТС Владимир Беленкович: — Разговоры о том, что МГТС необходимо создать собственную корпоративную сеть велись уже давно. В процессе обсуждения того, какой она должна быть, сменилось несколько концепций, обсуждались различные варианты и идеологии построения такой сети, просчитывались разнообразные проекты. Но настал такой момент, когда создание корпоративной сети стало просто необходимым для нормальной работы МГТС, и решение о том, как строить сеть, какие средства использовать, нужно было принимать немедленно. И тут, как это ни странно звучит, задержка с принятием решения и длительное обсуждение вопроса сыграли на руку МГТС. За это время существенно изменился рынок телекоммуникационного и сетевого оборудования, появились новые более надежные и экономичные технологии. В то же время, в МГТС пришли специалисты, которые хорошо разбираются в современном сетевом оборудовании и, в частности, отлично знают технологии IP-коммутации. Благодаря этому, МГТС получила возможность строить сеть по типу корпоративного Интранета — одной из самых прогрессивных, на сегодняшний день, технологий, проскочив при этом несколько предыдущих этапов строительства корпоративной сети, которые неизбежно пришлось бы пройти, если бы работы по ее созданию были начаты раньше. Решение об использовании технологии IP-коммутации было принято, когда выяснилось, что эта, уже стандартная для глобальных и кампусных сетей технология, предлагает наиболее экономичное решение и для корпоративной сети оператора связи. Оказалось, что, используя эту технологию, при разумных первоначальных вложениях, МГТС может построить компактное функциональное ядро, и развивать корпоративную сеть планомерно, по мере появления новых задач и подключения новых сетевых объектов. Сеть, которую мы в результате получили, можно сказать, опережает сегодняшние потребности МГТС и не потребует глобальной модернизации еще долгое время. Какие задачи должна решить построенная сеть? — Задачи, которые должна и решает корпоративная сеть МГТС можно разбить на два класса. Это технологические задачи (т.е. задачи управления огромной телефонной сетью общего пользования, владельцем которой является МГТС) и управленческие задачи (т. е. задачи управления самой МГТС, как крупной корпорацией). Как я уже сказал, поводом для начала работ по строительству корпоративной сети, стала производственная необходимость. Телефонная сеть общего пользования, владельцем которой является АО МГТС, сильно разрослась за последнее время. И в дальнейшем ее размеры будут только увеличиваться. Совокупность систем управления, не опирающаяся на единую корпоративную сеть, с трудом справляется с задачей управлениям множеством сетевых элементов. Кроме того, современное телекоммуникационное оборудование, которое все чаще используется в МГТС, может приносить гораздо большую отдачу при оптимизированной системе управления этим оборудованием. Поэтому первой задачей, которую должна была решить корпоративная сеть МГТС, стало приближение телефонной сети к мировым стандартам по критериям управляемости, надежности и устойчивости. Однако наряду с этой задачей решалась и другая, не менее важная. Это задача совершенствования информационных управляющих систем МГТС. С помощью, сети, которая была построена, теперь будут реализованы приложения связанные с обработкой и передачей данных в масштабе корпорации. Подразделение МГТС, которое занимается автоматизацией деятельности компании, выдвинуло свои требования к корпоративной сети и имеет реальные планы по развитию информационной структуры МГТС. Кроме всего прочего, есть перспектива расширения корпоративной сети для открытия доступа клиентам МГТС к некоторым ресурсам корпоративной сети. Я имею в виду появившуюся возможность создания некоторого, окутывающего корпоративный Интранет, облака, которое традиционно называют Экстранетом, и предоставления нашим клиентам новых современных услуг, например, получение клиентами поддержки и выполнение расчетов за услуги связи непосредственно через корпоративные серверы МГТС. Вообще говоря, на мой взгляд, существует прямо вычисляемый положительный экономический эффект от внедрения корпоративной сети МГТС. Не знаю, соберется ли кто-нибудь его подсчитать, поскольку мотивом для ее строительства была, прежде всего, производственная необходимость (и с этой точки зрения ожидаемых результатов удалось добиться). Но я уверен, что по экономическим показателям МГТС только выиграет в результате внедрения корпоративной сети. Почувствуют ли абоненты МГТС какие-нибудь изменения в работе компании? — Трудно сказать, поскольку эта сеть, в первую очередь предназначена для решения внутренних задач управления МГТС. Непосредственно на абонентах телефонной сети изменения в работе компании, пожалуй, никак не отразится. Но, тот факт, что экономика МГТС, в конечном счете, заметно улучшиться, не может не повлиять на качество обслуживания клиентов компании. Кроме того, возрастет выживаемость сети, восстановление после отказов будет проходить быстрее. Есть и другие параметры, которые косвенно скажутся на качестве услуг для пользователей телефонной сети. И хотя влияние корпоративной сети на основную функцию МГТС неочевидно для постороннего наблюдателя, оно в любом случае есть и будет полезно нашим клиентам. Почему для реализации этого проекта была выбрана компания Plus Communications? — В МГТС существует собственная отработанная процедура выбора партнера. Сначала из широкого спектра оборудования для построения такого рода сетей были выбраны технологии Cisco Systems, и было принято решение о том, что эта компания будет поставщиком техники для нашего проекта. Дальше, из списка партнеров, предложенного Cisco, мы должны были выбрать фирму, которая займется непосредственно работами по этому проекту. МГТС выбирала подрядчика по целому ряду критериев. В этом процессе участвовали и технологические службы, и финансово-экономические, и даже служба безопасности. Но основной причиной, по которой мы остановили свой выбор на Plus Communications, стала отличная профессиональная репутация этой компании. И не только как надежного поставщика техники. (Этим сейчас все компании овладели более или менее.) Для МГТС оборудование IP-маршрутизации и коммутации было достаточно новым. И нам очень важно было получить полную техническую поддержку со стороны наших партнеров и на этапе внедрения и потом, в процессе эксплуатации построенной сети. Совокупный объект, которым должна управлять корпоративная сеть, (имеется в виду телефонная сеть общего пользования) — это один из тех объектов, который не должен прерывать работу ни при каких обстоятельствах. А если он все же отказывает, то все средства восстановления управляемости этого объекта должны быть достаточно оперативными. Поэтому сложившаяся репутация инженеров компании Plus Communications, как грамотных специалистов, способных решить практически любые технические проблемы в сжатые сроки существенно повлияла на наш выбор. И уже позже, работая над проектом, мы убедились, что приняли правильное решение. В Plus Communications мы получили тот уровень технической поддержки, на который рассчитывали. Планирует ли МГТС развитие этого проекта? — Да, уже есть варианты плана развития корпоративной сети МГТС на 2000 год. Мы должны подключить к уже существующим узлам ряд дополнительных объектов. Кроме того, мы планируем перевести корпоративную сеть на собственные транспортные каналы. Будут продолжены работы по расширению корпоративной сети за счет подключения новых узлов. Запланированные на нынешний год работы будут, по видимому, также проводиться совместно с Plus Communications. К этой компании у нас нет никаких претензий. Они безукоризненно выполняли все свои обязательства. Оперативно решали все возникающие проблемы. Дело в том, что МГТС — сложный клиент, хотя бы из-за масштабов компании и территориальной разбросанности объектов. И поставка оборудования на огромное число объектов, и синхронизация работ по пуско-наладке сети — нетривиальная организационная задача. Кроме того, оборудование Cisco является относительно новым для МГТС. Оказалось, что даже требования к инженерному оборудованию станционных помещений при использовании этого оборудования часто являются необычными для МГТС. Необходимо было принимать специальные меры для организации правильного электропитания и других параметров. Возникало и множество других технических проблем. Специалисты Plus Communications, все эти сложные и зачастую неожиданные задачи решали быстро, без задержек. Таким образом, мы довольны и качеством работ и уровнем технической поддержки, обеспеченным нашим партнером. А научно-технический потенциал Plus Communications дает нам хороший запас прочности для реализации следующих этапов развития корпоративной сети.
|