Вернуться на главную страницу Algo.ru  
 

Корпоративные системы связи: стоит ли ломать копья?

 

 

     

Не спешите демонтировать свои АТС...

9 июля 2001
–> вернуться на System Integration (reviews)

Не так давно, всего год-два назад, производители телекоммуникационного оборудования, да и не только они, заявили о начале глобального процесса конвергенции голоса и данных, т. е. объединения или слияния сетей связи и сетей передачи данных. Именно тогда стали появляться мультисервисные сети, и на телекоммуникационном рынке появились первые решения для их создания (см., например, обзор «О некоторых особенностях создания мультисервисных сетей»).

В настоящее время сосуществуют наложенные сети (телефонная сеть и сеть передачи данных). Попытки объединения этих сетей, в той или иной части, породили понятие мультисервисной сети. При этом бытует мнение, что телефонные сети остаются как бы не у дел и, в лучшем случае, будут использоваться параллельно с новой инфраструктурой лишь для организации, как и ранее, голосовой связи. Но не спешите отчаиваться! Это вовсе не означает, что все АТС можно демонтировать и нести на свалку. Основным показателем предоставляемой услуги в телефонии всегда было и остается качество! В IP-телефонии не все так хорошо, как хотелось бы. Процесс конвергенции «пошел», но мы переживаем самое его начало. На этом этапе происходит накопление опыта, проверка различных механизмов повышения качества услуг, а главное, надежности работы. Телефонная станция Definity имеет надежность 99,999%, что в пересчете на минуты равно вероятности простоя ~ 5 минут в год! А надежность работы систем IP-телефонии других производителей, по некоторым оценкам, не превышает 97%. Это уже недели, а в некоторых случаях и месяцы простоя... Можно объединять системы IP-телефонии в кластеры, но это удорожит систему в целом!

Надо отметить, что ситуация, когда в организации одновременно используются «продвинутая» сеть передачи данных и «медная» (телефонная) сеть связи, может сохраняться не один десяток лет. До тех пор, пока цифровые сети полностью не вытеснят аналоговые.

Именно для такого переходного периода сегодня ведущие производители телекоммуникационного оборудования создают специальные решения, которые поддерживают как новые технологии организации связи, так и «старые», позволяющие эффективно использовать уже имеющуюся «медную» инфраструктуру, и на ее базе предоставлять самые современные услуги связи.

Выбор есть!

Сегодня столь привычная для многих услуга, как обеспечение телефонного общения между двумя абонентами, находящимися в разных комнатах, зданиях, городах или странах, — лишь одна из функций современных корпоративных систем связи. Полное перечисление присущих им функций и сервисов может занять не одну страницу. А в качестве стандартного (джентльменского) набора современных корпоративных систем можно назвать следующие:

- голосовая почта;

- автоответчик (в том числе коллективный);

- автоматическая телефонистка;

- переадресация вызовов;

- селекторная связь;

- конференцсвязь;

- видеоконференцсвязь;

- взаимодействие с мобильными абонентами;

- взаимодействие с почтовыми серверами сети Интернет.

Для повышения результативности бизнеса компании, предоставления возможности обслужить КАЖДОГО обратившегося, не потерять потенциального клиента, с одной стороны, и автоматизировать процесс внедрения самых совершенных алгоритмов и функциональных возможностей оборудования, с другой стороны, предлагаются так называемые операторские центры.

    Операторские центры — это очередной шаг в развитии мультисервисных систем связи. Такие центры имеют большие возможности в плане управления связью, поскольку позволяют просчитать, сколько можно заработать, и не упустить, по сути, ни одного потенциального клиента. Правда, в России операторские центры пока мало распространены и фактически являются «новой технологией». В то же время во многих других странах такие решения уже работают и пользуются значительным спросом. Нераспространенность же операторских центров в России объясняется, кроме всего прочего, отличным от присущего зарубежным предпринимателям подходом к ведению бизнеса. В частности, иностранные бизнесмены привыкли считать не только те деньги, которые заработали, но и те, которые могут заработать. Соответственно для них упущенная выгода или возможность уже является потерей. А это играет роль мощного стимула для развития. Российские же предприниматели пока смотрят лишь на то, сколько можно заработать сейчас.

Помимо стандартных для систем связи функций, операторские центры могут автоматически решать ряд задач по управлению соединениями, в частности, обеспечивать оптимальную маршрутизацию вызовов. Главным образом это достигается в результате использования функций «Предвидение перегрузки» и «Выбор оптимального маршрута». Правда, реализация этих функций обеспечивается программно-аппаратными средствами далеко не всех производителей. Такие комплексные решения выпускает фактически только Avaya, другие для создания подобных систем интегрируют свои продукты с программным обеспечением компаний, специализирующихся на разработке специального ПО для операторских центров. В качестве примера, иллюстрирующего оптимизацию, можно привести следующее: допустим, система автоматически соединяет, скажем, испаноговорящего абонента с тем из операторов центра, который лучше владеет испанским языком. Если же он занят, клиент автоматически переключается на оператора, который стоит вторым в списке сотрудников операторского центра, владеющих испанским. При этом оператору не обязательно находиться в офисе. Он может работать и из дома.

Подобных примеров, демонстрирующих возможности телекоммуникационного сервера Definity и операторского центра Avaya, можно привести множество. Это работа и с голосовыми сообщениями, и с факсимильной информацией, электронной почтой, статистической информацией и пр.

При стремлении производителей оборудования передачи данных и традиционной телефонии к «золотой середине» (конвергенция голоса и данных) появляются новые функциональные возможности в производимом ими оборудовании. Так называемыми «шлюзами IP» могут снабжаться как УПАТС (учрежденческо-производственные автоматические телефонные станции), так и активное сетевое оборудование.

Сегодня такие решения выпускают компании Cisco Systems, Siemens, Motorola и ряд других производителей телекоммуникационного оборудования. Кстати, необходимо отметить, что соответствующие решения вышеназванных компаний недешевы.

Впрочем, «было гладко на бумаге...». В сетях, на которых установлено такое оборудование, качество передачи голоса может резко упасть при появлении в этой же сети дополнительного трафика. При этом увеличиваются задержки при передаче голосовых пакетов, какие-то их них могут даже пропасть. И здесь производители сетевого оборудования пока не смогли предложить подходящего решения, гарантирующего высокое качество голосовой связи.

Конечно, в таком оборудовании предусмотрена возможность ограничить трафик. Например, канал, в котором передаются голос и данные, можно разделить на две части. В одной будут передаваться голосовые пакеты, а в другой — данные. Но это сродни коммутации каналов, когда часть сетевого ресурса не используется, т. е. часть канальной емкости «простаивает».

Но есть еще порох и в старых пороховницах

Производители традиционного телекоммуникационного оборудования подходят к веяниям современного рынка (а к ним можно отнести и IP-телефонию — технологию не только модную, но и эффективную) с позиций своего «телефонного опыта». Такие компании дополняют уже имеющиеся у них решения (например, телефонные станции) специальным модулем, который поддерживает передачу данных и позволяет работать по IP-протоколу. Фактически АТС интегрируется с коммутатором.

Но такой подход тоже не избавляет от проблем, возникающих при передаче голосовых пакетов.

Тем не менее «традиционные» производители, похоже, все-таки нашли способ, который в любом случае гарантирует качество передачи голоса посредством IP-телефонии. Правда, пока этого удалось добиться только одной компании — Avaya.

Что же сделала Avaya? В новой версии своей коммутационной платформы Definity — Definity R9 (которую следует называть уже не УАТС или АТС, а телекоммуникационным сервером) компания постаралась устранить недостатки технологии пакетной передачи голоса. Одним из ее шагов стало то, что, когда R9 обеспечивает соединение абонентов по IP-сети, она постоянно обращается к данной сети и определяет качество обслуживания (Quelliti of Service — QoS). Как только QoS становится ниже определенного уровня, в станции срабатывает алгоритм принятия решений, и вновь обратившимся к станции абонентам предоставляются каналы не через IP-сеть, а традиционным способом.

Таким образом, отслеживая нагрузку на каналы передачи данных, и обеспечивается высокое качество связи.

Одновременное использование традиционного и нетрадиционного способов голосовой связи нашло и другие уникальные способы применения. Так, R9 позволяет подключать к станции удаленных абонентов (например, сотрудников, работающих в другом офисе) с помощью специальных IP-выносов. Достаточно задействовать имеющееся сетевое соединение, по которому голос будет передаваться по IP-протоколу. Абоненты такого выноса могут пользоваться всеми возможностями станции, а соединение между Definity и выносом полностью «прозрачно» и позволяет отслеживать все нештатные ситуации, описанные выше. Кроме того, за счет IP-выносов организация может без особых затрат увеличить внутренние ресурсы (номерную емкость) станции. Кстати, к такому выносу можно подключать цифровые и аналоговые телефонные аппараты, а также городские телефонные линии и цифровые потоки. Это позволяет зарезервировать канал связи между станцией и выносом, что, в свою очередь, в общем обеспечивает гарантированность связи при ухудшении условий передачи данных по сети.

Еще одна особенность Definity, обеспечивающая высокое качество передачи голоса по IP-сети, — это наличие системы эхоподавления, реализованной в универсальной плате DS1/CELP1. Данная схема служит для подавления эха, которое нередко мешает восприятию звука при «пакетном» телефонном разговоре.

* * *

Таким образом, в случаях, когда предприятие сталкивается с проблемой создания или модернизации корпоративной сети связи, ему предстоит решить несколько проблем: создавать сеть заново и сразу делать ее мультисервисной, либо установить дополнительное оборудование, которое позволит превратить уже имеющуюся сетевую инфраструктуру в сеть для передачи данных и голоса. И в том и в другом случае предприятие сможет обеспечить определенный уровень качества передачи голосовой информации или данных, однако к настоящему времени идеального решения всех проблем еще не найдено. Тем не менее можно положиться на последнюю разработку Avaya. Конечно, установка телекоммуникационного сервера Definity R9 и создание соответствующей инфраструктуры требуют капиталовложений, но обеспечение предприятия высококачественной системой связи и передачи данных, пожалуй, того стоит.


–> вернуться на канал System Integration (reviews)