|
Чтобы соответствовать стандарту ISO 9000, система должна удовлетворять более чем 240 параметрам 13 марта 2000 В конце 70-х годов в мировой торговле начался процесс отмены международных фискальных барьеров (тарифов, пошлин и т.д.), которые в значительной степени препятствовали развитию как самой торговли, так и всего международного рынка в целом. И хотя задача сглаживания этих барьеров была в общем успешно решена, не все барьеры исчезли окончательно. В частности, определенные ограничения на различные товары и услуги накладывались различными техническими требованиями и национальными стандартами. В том числе, на системы качества. В связи с этим в конце 70-х годов началась работа над международным стандартом качества. В 1987 году технический комитет ISO/TC 176 независимой международной организации по стандартизации ISO (International Standard Organization) завершил разработку международного стандарта качества, который получил название ISO 9000. (ISO является федерацией национальных организаций по стандартизации. Один из ее членов — Госстандарт России.) Впрочем, ISO 9000 – это больше, чем просто стандарт. Это -- некоторая схема ведения бизнеса, которая охватывает все этапы выпуска продукции или предоставления услуг (закупку сырья или комплектующих, анализ контрактов и договоров, контроль качества, разработку, производство, доставку, обучение персонала, обслуживание и поддержку клиентов). И призвана обеспечить наивысшее возможное качество работы компании или предприятия. То есть, в этом стандарте определены методы, использующиеся при построении системы качества, которая должна гарантировать полное удовлетворение всех потребностей клиента. В настоящее время ISO 9000 включает в себя пять различных документов: собственно сам ISO 9000, ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 и ISO 9004. При этом, стандартами, как таковыми являются только три из них -- ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003. Стандарт ISO 9001 — «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, монтаже и обслуживании» — представляет собой базовую модель системы для обеспечения качества при проектировании (или улучшении продукта), производстве, установке (монтаже) продукции, сервисном обслуживании при ее эксплуатации у потребителя; ISO 9002 — «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже» — представляет систему качества как модель для обеспечения качества при производстве продукции и последующей ее установки у потребителя) ; Наконец, ISO 9003 — «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях» — рассматривает только испытания готовой продукции. ISO 9000 и ISO 9004 — это руководства. Первое из них — «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению», а второе — «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания» — методическое пособие по разработке и применению систем качества, которое содержит рекомендуемую структуру подобных систем, характеристики основных элементов системы, требования к организационной структуре, составу и содержанию данных, которые должны или могут применяться в системе. Помимо всех вышеназванных стандартов, International Standard Organization разработала и приняла еще один пакет стандартов, имеющих непосредственное отношение к ISO 9000. Это стандарт ISO 10011 («Руководство для проведения аудита системы качества»), который определяет критерии сертификационного аудита системы качества. В этот пакет входят: ISO 10011-1 («Проведение аудита»), ISO 10011-2 («Квалификационные критерии для аудиторов Системы Качества») и ISO 10011-3 («Управление программами аудита»). В настоящее время документы серии ISO 9000 приняты в качестве национальных стандартов более чем в 90 странах. В нашей стране соответствующие документы по сертификации были утверждены в 1989 году. Именно тогда в рамках Госстандарта России был создан Регистр систем качества. Принятый Россией международный стандарт ISO 9001-94 был превращен в 1996 году в национальный ГОСТ Р ИСО 9001-96. А в настоящее время в качестве ГОСТов утверждены стандарты ISO 9001, 9002, 9003 и 10011 — 1,2,3. Причем, отечественные ГОСТы полностью соответствуют международным стандартам. Различия появляются на уровне толкования тех или иных позиций стандартов. Так, в отечественном стандарте ГОСТ ИСО 9001--96 приводится около 20 различных позиций, определяющих деятельность компании (ответственность руководства, система качества, анализ контракта, управление проектированием/разработкой, управление документацией и данными, закупки, управление процессами, контроль и испытания, подготовка кадров, обслуживание и т.д.). И каждый орган сертификации, зарегистрированный в Госстандарте РФ, может по-своему их трактовать. Правда, свобода маневра в этом случае невелика и больше служит для нужд конкретной компании, сертифицирующей свою систему качества. В каждом отдельном случае специалисты органов сертификации сталкиваются с оригинальными особенностями той или иной фирмы, спецификой работы и пр. В России сертификацию проводят организации, аккредитованные по ГОСТ Р. Сегодня их более пятидесяти. Около 10 из них работают в области сертификации компьютерных фирм. В частности, это ВНИИС (Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации Госстандарта России), ВНИИС-Стандарт, ВНИИСМАШ (Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении), - РОСТЕСТ (Москва), РОСТЕСТ (Санкт-Петербург) и ряд других. Причем, такие организации в настоящее время переживают бурный рост. За прошлый год число их сотрудников почти удвоилось, что не мешает им постоянно находиться в разъездах и командировках. Это связано с тем, что сегодня все больше и больше компаний, главным образом занимающихся производством, считают, что для успешного бизнеса им необходима надежная и "качественная" система качества. (Сервисные фирмы фактически на практикуют сертификацию своих систем качества, т.к. их бизнес и без того напрямую зависит от удовлетворения нужд заказчика. Другие же преимущества сертификации по ISO 9000: оптимизация деятельности, снижение расходов, имидж и пр., им еще не известны или не восприняты в должной мере.) Что же заставляет эти компании идти на определенные затраты, часто, на ломку или серьезную коррекцию сложившейся системы работы? Сегодня нигде в мире не существует законов и актов, которые требовали бы в обязательном порядке проводить подобную сертификацию. Другими словами законодательные органы не могут обязать организацию провести сертификацию. Другое дело заказчик. При заключении контракта наличие данного сертификата является обязательным требованием большого числа западных организаций. Как говорит Вице-президент ACSM Group Евгений В. Альтовский: «Даже компании с мировым именем замечают, что покупатели предпочитают иметь дело с сертифицированными компаниями… По историческим причинам больше всего сертификатов ISO 9000 выдано в Европе. США лидируют по темпам выдачи новых сертификатов. Из 200.000 компаний имеющих такую регистрацию к 1997 году, 18.000 были из США». В США NASA и Минобороны требуют от своих поставщиков сертификации по этому международному стандарту. Подобную ситуацию можно наблюдать и в других странах, в том числе и в России. В нашей стране сертификация по стандартам ISO дело также добровольное, при проведении тендеров наличие сертификата ISO 9000 фактор хоть и важный, но не решающий. Однако уже сегодня, согласно постановлению Правительства РФ № 113 от 2.02.1998 года, соблюдение требований ISO 9000 — необходимое условие для получения госзаказа. Правда, до сих пор оно затрагивало, главным образом, отечественный военно-промышленный комплекс, но в скором времени может распространиться и на другие отрасли отечественной экономики: медицину, телекоммуникации, торговлю и т. д. В связи с этим, все больше российских компаний стремится получить сертификат соответствия стандарту ISO 9000. Это относится и к компьютерным компаниям. (При этом компании в большей степени ориентирующиеся на российский рынок проходят сертификацию по отечественным стандартам, а фирмы желающие продвигать свои товары и услуги за рубежом -- в международных органах сертификации по международным же стандартам. Различия в сертификации по тому или иному виду ISO 9000 главным образом выражаются в стоимости сертификации и ее качестве. И если в первом случае международные органы сертификации опережают российские, то во втором -- наоборот. Отечественные органы сертификации более строго подходят к своим обязанностям.) Сегодня число российских компьютерных компаний, имеющих сертификат ISO 9000, невелико. Первой компьютерной фирмой, сертифицировавшей свою систему качества по этому стандарту, стала фирма Kraftway. В 1996 году компания разработала систему качества в соответствии с ИСО 9001, а в сентябре 1999 года (каждые три года компании должны подтверждать соответствие своей системы качества) Kraftway прошла очередную аудиторскую проверку. Орган по сертификации систем качества Всероссийского НИИ Сертификации выдал компании новый сертификат ИСО 9001 на "Систему качества применительно к разработке, производству, монтажу и обслуживанию компьютерных систем с торговой маркой GEG и Kraftway", который будет действовать до 23 сентября 2002 года. При этом, для постоянного контроля за системой качества в Kraftway появилась должность директора по качеству и была создана соответствующая служба. Несколько позже, в 1997 году сертификат соответствия ИСО 9001 Госстандарта России получила и компания «АйТи». В текущем году, после истечения срока его действия, «АйТи» вновь прошла процесс сертификации. Полученный компанией сертификат удостоверяет, что система качества компании, применительно к проектированию, построению и сопровождению интегрированных информационно-вычислительных комплексов отвечает всем требованиям стандартов серии ИСО 9000. При этом в «АйТи» была также создана служба качества, которая осуществляет контроль на соответствие требованиям стандартов во всех звеньях технологической цепочки. Еще через год -- в 1998 году свою систему качества сертифицировала компания «Аквариус Data». Однако в отличие от двух вышеназванных фирм «Аквариус Data» сертифицировала свою систему качества по стандарту Р ИСО 9002. В ноябре 1998 года ВНИИНМАШ выдал компании сертификат, подтверждающий соответствие ее системы качества производства персональных компьютеров международному стандарту. В прошлом году, к этим фирмам присоединилась компания КРОК. Растут возможности информационных технологий, а вместе с ними и требования заказчиков. Стараясь идти в ногу со временем, компания пришла изучению стандарта ISO 9000. Особенно важно наличие данного сертификата при работе с государственным сектором, а это один из основных секторов рынка компании. Орган по сертификации систем качества и производств Госстандарта России выдал КРОК сертификат соответствия ее системы качества стандарту ISO 9001. Однако в отличие от остальных компаний, получивших ISO по системам качества оборудования и решений, КРОК – обладатель стандарта ISO на соответствие мировым стандартам разрабатываемого в компании программного обеспечения. Другими словами, это стандарт на интеллектуальный потенциал специалистов компании. Международный сертификат качества ISO 9001, выданный компании КРОК органом по сертификации систем качества и производств Госстандарта России, подтверждает соответствие процесса разработки, сопровождения и обслуживания программного обеспечения международным стандартам качества. В обязанности сотрудников созданной в КРОК Службы качества входит надзор за обеспечением постоянного соответствия проводимых компанией работ в области разработки прикладного ПО международным нормам и требованиям заказчика. В компании налажена система качества от стадии разработки решений до стадии их внедрения, для автоматизации деятельности службы качества было приобретено специальное программное обеспечение. В настоящее время КРОК продолжает работы по сертификации других своих подразделений на соответствие международным стандартам. Все перечисленные компании немало потрудились над разработкой своих систем качества и постоянно прикладывают усилия для их поддержания на соответствующем уровне. Как оказалось, и первое и второе удается далеко не всем. Не все компании успешно проходят сертификацию и не все в состоянии поддерживать ее. Многие из них должны сперва провести реинжиниринг своего бизнеса и собственно реорганизацию компании. Причем, реорганизация не обязательно должна быть глобальной, в некоторых случаях достаточно изменить лишь некоторые элементы структуры. Но пожалуй самым серьезным и трудным условием сертификации, и в тоже время самым необходимым, является изменение менталитета фактически всех сотрудников компании. Ведь изменения появляющиеся в деятельности компании после, а чаще еще до, сертификации по системе качества относятся ко всем отделам, ко всем службам. Более того, мало один раз изменить менталитет сотрудников компании. Этот процесс необходимо поддерживать постоянно -- приходят новые люди, что-то забывается, что-то кажется ненужным или устаревшим. Естественно, при этом подготовка компании к сертификации по стандартам ISO 9000 может занять несколько месяцев, а в некоторых случаях -- почти год или больше. Но все это имеет и свои положительные стороны. Компании способные подтвердить соответствие своих систем качества международным стандартам получают немалое преимущество по сравнению со всеми остальными. В современных условиях отлаженная система качества является главной составляющей успешной экономической деятельности и конкурентоспособности предприятия. Компании прошедшие сертификацию получают уверенность в себе и своих силах, и существенно повышают свой престиж в глазах заказчиков и партнеров.
|