|
По данным исследовательской компании Gartner Group, IT-менеджеры при выборе сервера на первое место ставят надежность оборудования... 18 мая 2000 Недавно американская исследовательская фирма IDC объявила о том, что в 1999 году мировые продажи ПК-серверов составили 17,3 млрд $, — на 26,3% больше, чем в предыдущем году (тогда ежегодный прирост продаж составил 8%). При этом на долю четырех ведущих производителей пришлось 73% всего рынка (год назад — 67%). Лидерство сохранила за собой Compaq (31% мировых продаж ПК-серверов), а занимавшая год назад второе место Hewlett-Packard опустилась на четвертую позицию, пропустив вперед Dell и IBM. В секторе серверов среднего и высшего уровня, в число которых IDC включила серверы стоимостью до 100 тыс. $, мировые продажи достигли 29 млрд $, что на 10% превысило показатель предыдущего года (в 1998 году был зарегистрирован 2% спад). Здесь первое место также досталось Compaq, которая оттеснила на вторую позицию прошлогоднего лидера — IBM. Далее расположились Hewlett-Packard, Sun Microsystems и Dell. По мнению специалистов IDC, основным фактором, способствовавшим росту продаж серверов, стало бурное развитие электронной коммерции. При этом, по данным исследовательской компании Gartner Group, IT-менеджеры при выборе сервера на первое место (33%) ставят надежность оборудования. Производительность же техники —- только на третье (8%). В России ситуация сложилась несколько иначе. В «серверном секторе» наблюдался спад, величину которого исследовательская фирма не обнародовала. Тем не менее объем рынка серверов в 1999 году составил около 180 млн $. То есть российские компании продолжают заниматься автоматизацией своих бизнес-процессов, несмотря на недавний кризис, некоторую нестабильность политической ситуации, которая наблюдалась в связи с выборами 1999 — 2000 годов. А вот критерии выбора оборудования российскими IT-менеджерами оказались соответствующими мировым.
В частности, руководитель отдела автоматизации компании «Ренессанс» Павел Терентьев рассказал корреспонденту Sysintegration следующее: — В последнее время бизнес набирает обороты, — кризис 1998 года уже миновал, и компании оправились от его последствий. А поскольку бизнес развивается, соответственно, необходима и большая автоматизация деятельности фирм. Но здесь есть некоторые сложности. В частности, опять-таки, в связи с кризисом и устранением его последствий, требования, предъявляемые к автоматизации бизнеса, стали строже. Порой даже автоматизация не успевает за развитием компаний. А значительное отставание может пагубно сказаться на фирме. Ведь автоматизация бизнес-процессов, как, например, в нашей компании, позволяет значительно уменьшить количество сбоев и ошибок в работе, сдерживает рост численности персонала, и, что наиболее важно для брокерского рынка, — позволяет уменьшить время ответов на запросы наших клиентов и обеспечение их необходимой информацией. Соответственно, мы стараемся автоматизировать все бизнес-процессы и при этом стремимся использовать полностью интегрированные решения. Мы заранее, в перспективе на год-два, рассчитываем нагрузки (количество транзакций), которые будут приходиться на ту или иную систему. На основе этих данных мы стараемся заблаговременно создать соответствующую программную базу, а уже исходя из потребностей программного обеспечения, выбираем то оборудование, на котором система сможет работать в течение 1-2 лет при условии ее быстрого роста. Кроме того, при выборе оборудования мы ориентируемся, особенно в последнее время, на его надежность. Раньше нас больше интересовало быстродействие. Но были случаи, когда при хорошем быстродействии страдала надежность. А это для нашей компании неприемлемо. В связи с этим мы используем технику только двух производителей, хорошо зарекомендовавших себя на рынке. А именно: Compaq Computer и Sun Microsystems. Серверы Compaq мы выбираем и за их быстродействие, и за надежность. Главным образом — все-таки за надежность. Технику же Sun — за быстродействие. Еще один из факторов, влияющих на выбор техники этих производителей,— возможность интеграции. Ведь оборудование этих компаний широко распространено на рынке, и при стыковке различных систем не возникает трудностей. Кроме того, существует достаточно большое число высококлассных специалистов по этому оборудованию. Конечно, есть специалисты по оборудованию IBM и HP, но их меньше. Необходимо отметить, что на наш выбор не влияет разница в стоимости техники тех или иных компаний. Может быть, оборудование HP несколько дешевле по сравнению с другими «брэндами». Но мы готовы платить больше за большее.
Несколько иначе сложившуюся ситуацию прокомментировал начальник отдела информационных технологий компании «ТНТ Экспресс Уорлдуайд» Дмитрий Коган: — Мы считаем, что при автоматизации деятельности компании улучшается качество работы, меньше происходит случайных потерь информации. Если, конечно, все качественно сделано. Также возрастает скорость обработки информации, надежность, повышается конкурентоспособность компании. В настоящее время, например, мы можем обработать 2 тыс. таможенных деклараций за два часа. Раньше на это уходило около двух дней. Естественно, наши клиенты довольны и счастливы. Но для того, чтобы вся система работала как единый отлаженный механизм, необходимо обеспечить надежность всех ее компонентов. Именно на надежность мы обращаем больше всего внимания. Производительность, безусловно, тоже важна. Но сегодня она есть, а завтра… Все уже устареет. И, в общем-то, наша компания не рассматривает этот критерий при выборе техники. Так, раньше мы использовали только оборудование HP, которое является для TNT корпоративным стандартом. Но в последнее время здесь, в России, стараемся ставить технику Compaq, которая обеспечивает не только надежность, но и управляемость. Для наших задач серверы именно этого производителя подходят больше других, благодаря, в том числе, развитой интегрированной системе управления. Кроме того, они легче инсталлируются, надежнее и быстрее работают. Что удивительно, при одинаковых технических характеристиках серверов оборудование Compaq почему-то работает лучше и быстрее. Но нас интересуют не только серверы этого производителя. Мы также стараемся ставить и рабочие станции Compaq. Главным образом из-за единой системы управления, благодаря которой администратору не приходится бегать и смотреть, что у какой машины сломалось. В выборе же ноутбуков наша компания остановила свой выбор на продукции IBM.
Если посмотреть на позиционирование ведущими производителями компьютерной техники своих серверов, становится заметной разница между той или иной системой. Например, HP. Сервер HP высшего уровня — NetServer LXr 8500 — работает на базе до 8 процессоров Intel Pentium III Xeon с кэш-памятью второго уровня 1 или 2 Мб, поддерживает до 32 Гб памяти и четыре 64-разрядных контроллера PCI. Конечно, компания уделяет внимание обеспечению надежности своей техники. Так, в вышеназванных серверах HP реализована технология «горячей» замены компонентов, в том числе «горячей» замены плат расширения PCI (Hote Plug PCI), которая была лицензирована у Compaq Computer. Кроме того, предусмотрены функции упреждающего уведомления о состоянии компонентов, система гибкой загрузки и пр. В частности, NetServer LXr 8500 имеет: - три блока питания горячей замены (2 основных и 1 резервный) с уведомлением о возможности отказа; - 90 датчиков контроля и оповещения; - дополнительный контроллер HP NetRAID-3Si (Ultra2 SCSI) с дополнительной кэш-памятью 64 Мб массива или контроллером оптоволоконных каналов FCArray; - 6 отдельных вентиляторов горячей замены. В этой системе используется также оперативная и кэш-память с обнаружением и исправлением ошибок (ECC). Система BIOS игнорирует неисправные модули памяти при загрузке. В качестве еще одного средства обеспечения надежности HP использует резервное копирование на магнитной ленте — стример HP SureStore DAT с системой восстановления после сбоев — операционная система и файлы данных хранятся на одной ленте, что позволяет в случае сбоя загрузить сервер с этой ленты и восстановить информацию.
Немалое внимание уделяет надежности и компания Dell, которая в своих кластерных решениях даже выносит обеспечение бесперебойной работы техники на первое место. В частности, в восьмипроцессорных серверах Dell высшего уровня — PowerEdge 8450, созданных на базе чипсета Profusion (первой такой чипсет использовала Compaq Computer), компания применяет следующие меры повышения надежности: использование 2 однодюймовых отсека для жестких дисков с обеспечением им замены в «горячем» режиме, а также 10 «горячих» PCI-слотов. Компания позаботилась и о надежности энергопитания сервера: PowerEdge 8450 снабжен тремя блоками питания мощностью 750 Вт, которые не только позволяют производить горячую замену, но и обеспечивают избыточность энергопитания.
Компания IBM пошла в вопросе обеспечения питания серверов еще дальше. Ее восьмипроцессорные серверы Netfinity 8500R снабжены шестью блоками питания горячей замены: три — мощностью 550 Вт и еще три — 750 Вт. Кроме того, для нормальной работы процессоров и системы в целом IBM использует вентиляторы, заменяемые в «горячем» режиме, для охлаждения как собственно процессоров (3 вентилятора), так и слотов ввода/вывода (3 вентилятора). В качестве еще одного средства обеспечения надежности своих серверов компания использует PCI-слоты с горячей заменой, которых в Netfinity 8500R — 12.
Но, пожалуй, дальше всех в обеспечении надежности компьютерной техники продвинулась Compaq Computer, которая считает, что сегодня компании все более децентрализуют свою деятельность и расширяют границы бизнеса как вглубь, так и вширь (за счет новых направлений деятельности, новых услуг и сервисов). В такой ситуации от серверных решений требуется, в первую очередь, высочайшая надежность. Для достижения такой надежности Compaq еще в прошлом году объявила о своей новой стратегии, которая получила название NonStop eBusiness. Стратегии, позволяющей компаниям организовать свой бизнес на максимально высоком уровне и добиться бесперебойного обслуживания своих заказчиков. Достигается это за счет продуктов и технологий, которые обеспечивают непрерывное, полное и эффективное участие компаний в глобальной Internet-экономике. Compaq превратила решения NonStop eBusiness в наиболее надежную, масштабируемую, доступную и управляемую модель электронного бизнеса. Исходя из этой идеи, Compaq и выпускает свое оборудование. В частности, старшие модели серверов семейства ProLiant разработаны именно в соответствии с требованиями повышенной отказоустойчивости. Для этого компания использует технологию PCI Hot Plug, которая обеспечивает замену в «горячем» режиме слотов PCI, технологию избыточных контроллеров дискового массива, различные резервные блоки питания, также подключаемые в «горячем» режиме, заменяемые жесткие диски и даже автоматическое восстановление шины процессора, которое обеспечивает работу сервера при отказе ускорителя кэша. В частности, каждый процессор данных серверов Compaq имеет резервные модули питания; - в серверах также используются интеллектуальные резервные, оперативно заменяемые блоки питания, которые обеспечивают синхронизацию напряжения и фазы тока; - существует функция ASR — автоматического восстановления сервера, которая обеспечивает сброс системы после критической аппаратной или программной ошибки (сброс возможен до уровня операционной системы или системных утилит); - 8 вентиляторов (4 резервных и 4 рабочих) для охлаждения системы (причем логические схемы управления вентиляторами работают независимо от самой системы или ОС). В соответствии со стратегией NonStop eBusiness компания Compaq стремится распространить подобное обеспечение надежности систем на все свои продукты, будь то ПК, рабочие станции или UNIX-системы. И, конечно же, при таком глобальном подходе компания добивается больших успехов в NonStop. Что, в общем, и подтвердили IT-менеджеры компаний «Ренессанс» и ТНТ, автоматизацией деятельности которых занимался один из ведущих российских партнеров Compaq — компания КРОК. Однако надежность — это еще не все. Как справедливо заметил Дмитрий Коган, автоматизация деятельности компании должна быть сделана качественно. Ведь установить даже один сервер — не то же самое, что включить в сеть персональный компьютер. Это: настройка его функций, установка и настройка серверных опций, инсталляция соответствующего программного обеспечения. Кроме того, установленную систему необходимо должным образом сконфигурировать и интегрировать с уже существующей информационной инфраструктурой компании или предприятия. Естественно, этим должны заниматься люди, обладающие соответствующими знаниями и навыками, — квалифицированные специалисты компаний, занимающихся системной интеграцией.
|