|
А также о технических решениях, используемых при их построении... 29 ноября 2000 Бережливость и экономия средств — одно из золотых правил успешного ведения бизнеса. И распространяется оно на все статьи расходов той или иной организации, в том числе и на услуги связи. Часто экономить пробуют на всяких мелочах. Скажем, путем введения ограничительных мер на междугородные звонки или на время телефонных разговоров. Однако мало кто считает затраты, связанные с одновременным обслуживанием сразу нескольких коммуникационных инфраструктур: локальной вычислительной сети, телефонной, сети передачи видеоинформации и т. п. А ведь на поддержание работоспособности каждой из них, а также на содержание необходимого штата квалифицированных сотрудников выделяются немалые средства. До недавнего времени кардинального решения проблемы экономии в данном случае не было. Но сегодня производители телекоммуникационного оборудования могут предложить технику, которая позволяет объединить различные по своему назначению сети в единую — мультисервисную — сеть. Подобная сеть позволяет передавать голос, видеоизображение и данные в рамках единой инфраструктуры или, иначе говоря, обеспечивать передачу данных, различного рода видео и телефонного трафика. Полноценные технические решения для создания таких сетей появились на рынке 2-3 года тому назад. В том числе и в России. В настоящее время существует несколько способов построения сетей передачи данных, голоса и видео. Один из них заключается в разделении физической линии различными видами связи или, по-другому, — мультиплексировании. Другой способ предусматривает предоставление нескольких сервисов одной сетью, например, передачу данных и голосового трафика в оцифрованном виде через цифровые сети передачи данных (примером таких решений могут послужить сети IP-телефонии, которые обеспечивают передачу голосовой информации через IP-сети). И первый, и второй способы построения мультисервисных сетей нашли свое отражение в решениях трех крупнейших производителей телекоммуникационного оборудования — Cisco Systems, Avaya Communications/Lucent Technologies и Nortel Networks, поделивших между собой фактически весь рынок оборудования для мультисервисных сетей. И не только за рубежом. Каждая из названных компаний имеет солидный опыт в создании различных систем связи и передачи информации, а также свой подход, который, собственно, и реализует при работе над решениями для мультисервисных сетей. В частности, Avaya/Lucent, славящаяся высококачественными и надежными решениями в области традиционной телефонии и занимающая сегодня лидирующее положение в этом сегменте рынка телекоммуникационного оборудования, при построении мультисервисных сетей (в первую очередь, систем IP-телефонии) пошла по пути расширения возможностей своего телефонного оборудования за счет добавления новых функций, в частности, передачи IP-трафика. Работа компании в новом направлении началась с усовершенствования телефонных станций Definity, — теперь их можно дополнять специальными IP-платами, позволяющими подключать к АТС IP-телефоны и, при необходимости, выводить внутренний IP-трафик во внешнюю сеть. В то же время в качестве платформы для мультисервисных сетей Avaya/Lucent предлагает другие свои решения. Например, специально разработанный для подобных сетей мультисервисный коммутатор CBX, который поддерживает технологии АТМ, Frame Relay и IP. Еще одно решение этой компании, предназначенное для построения мультисервисных сетей, — коммутаторы серии Cajun. Эти устройства используются, в первую очередь, в сетях АТМ (передача голоса и данных осуществляется по одним линиям связи) и, кроме того, совместимы с АТС Definity, что позволяет строить эффективные и функциональные корпоративные мультисервисные сети. Можно сказать, что подход Avaya/Lucent достаточно прост в исполнении и эффективен при эксплуатации. Правда, есть здесь свое «но»: в продуктовой линейке фирмы отсутствуют IP-хард-фоны — собственно IP-телефоны — оконечное «железное» решение. (Впрочем, ожидается, что в ближайшее время Avaya/Lucent сможет восполнить этот пробел и выпустит на рынок фирменные IP-хард-фоны.) В то же время компания обладает замечательными софт-фонами — специальным программным обеспечением, которое устанавливается на ПК со звуковой платой. В таком случае абонент получает из компьютерной сети IP-трафик, который на его компьютере преобразуется в голос. А пока данное решение подходит практически для любой организации, за исключением, конечно, тех, где большинство рабочих мест не оборудованы вычислительной техникой и для которых может оказаться более целесообразным развертывание локальной системы голосовой связи на базе традиционных УПАТС при интеграции с корпоративными сетями на базе IP-телефонии. Имеются у Avaya/Lucent и другие решения для мультисервисных сетей. Например, на базе технологии ISDN (цифровой сети с комплексными услугами). В такого рода решениях используется маршрутизатор, к которому подключаются аналоговые или цифровые телефоны. Правда, подобное решение предназначено только для малых офисов (рынка SOHO), и на его основе невозможно построить большую корпоративную мультисервисную сеть. В «портфеле» другой компании — Nortel Networks — также можно найти решения для организации мультисервисных сетей в малых и средних офисах. Это, например, система Business Communications Manager (ВСМ), которая одновременно выполняет функции офисной АТС и шлюза IP-телефонии, маршрутизатора и устройства доступа в территориально распределенную сеть, и соответствующее абонентское оборудование — хард- и софт-фоны. (Следует отметить, что в подобных решениях Nortel превосходно организована передача телефонной сигнализации. Что, впрочем, и неудивительно, — прежде Nortel специализировалась преимущественно на создании решений для обычной телефонии и по сию пору занимает в данной области весьма сильные позиции.) В свою очередь, для Cisco Systems, ведущего мирового производителя оборудования для мультисервисных сетей, отправной точкой при создании решений для передачи голоса и данных по одной сети служит сеть передачи данных. При этом в своих решениях компания обеспечила передачу голоса за счет использования технологий VoIP, VoATM и VoFR. Значительную часть проблем, связанных с передачей голосового трафика по мультисервисным сетям, Cisco решила за счет добавления своим коммутаторам и маршрутизаторам различных дополнительных функций (главным образом, за счет расширения функций системного ПО), которые теперь фактически во всех продуктах компании обеспечивают передачу голоса поверх IP. Вдобавок компания приложила немало усилий для разработки и производства собственных IP-хард- и софт-фонов, с тем чтобы на базе ее продукции можно было создать мультисервисную сеть, что называется, от и до. В итоге уже не один год Cisco с успехом обеспечивает своих заказчиков программными и аппаратными IP-телефонами. Одним из немаловажных достоинств соответствующих решений Cisco является то, что техника компании работает со стандартными протоколами передачи данных и телефонии. А это, в свою очередь, позволяет успешно состыковывать оборудование Cisco с техникой других производителей. Например, с той же Definity, выпускаемой Avaya/Lucent. Также не стоит забывать о великолепной масштабируемости решений этой компании. В частности, если у компании-заказчика уже есть некоторая инфраструктура, то для наращивания мощности системы связи зачастую достаточно нарастить управляющее ПО — Cisco Callmanager. Один Callmanager позволяет обслуживать до 2500 IP-абонентов. А при увеличении их числа всегда можно установить еще несколько таких программных пакетов. Пять Callmanager объединяются в кластер, рассчитанный на обслуживание 10 тыс. IP-абонентов. Кластеры, в свою очередь, также могут быть объединены. Как видим, все три компании имеют в своем активе те или иные решения, необходимые для построения мультисервисной сети любой сложности. И здесь право выбора поставщика оборудования — за заказчиком, которому можно только посоветовать учесть ряд факторов при принятии решения о строительстве мультисервисной сети. Организация, решившая построить у себя мультисервисную сеть, должна определить возможности имеющихся у нее сетей связи и передачи данных. По всей видимости, ей будет достаточно интегрировать эти две инфраструктуры или развить одну из них. Кроме того, имеет смысл проанализировать интенсивность телефонных звонков, их направление и пр. При большом междугородном и международном трафике создание сети IP-телефонии даст значительный эффект. Факторов, подобных перечисленным, может быть очень много, поэтому специалисты компаний-системных интеграторов, которые занимаются построением таких сетей, рекомендуют разбирать каждый конкретный случай отдельно. Кроме того, при создании мультисервисных сетей рекомендуется следовать нескольким общим правилам. В частности, по возможности использовать волоконно-оптические и цифровые линии связи, на базе которых можно организовать качественные каналы связи (это позволяет достигать больших скоростей передачи информации, что зачастую является обязательным условием эффективного использования информационных систем), а также предусмотреть резервирование каналов связи и т. д. Кроме того, создаваемое ею решение должно обеспечивать интеграцию различных коммуникационных систем (ЛВС, систем видеоконференций, учрежденческих телефонных станций и пр.). От рода деятельности организации, решившей построить у себя мультисервисную сеть, зависит и подход к ее созданию. Операторы связи, например, которые самостоятельно создают собственные мультисервисные сети с целью снижения общих затрат и предоставления новых телекоммуникационных услуг, выбирают принцип передачи данных через телефонные сети общего пользования. На корпоративном рынке используется ровно противоположный подход. И чаще всего голос «кладется» поверх данных тогда, когда организация имеет распределенную сеть филиалов. Как правило, при этом используется уже имеющаяся сеть передачи данных, которая после некоторой доработки и модернизации позволяет передавать и «голос». Одним из наглядных примеров создания корпоративной мультисервисной сети связи может послужить проект, реализованный в Новосибирском банке Сбербанка РФ. В прошлом году перед этой финансовой организацией встал вопрос о создании современной корпоративной сети. До той поры в банке действовала сеть передачи данных, которая соединяла его главный офис только с несколькими филиалами, а телефонная связь осуществлялась через местного оператора — «Новосибирскую городскую телефонную сеть» (НГТС). При этом телефонным номерам отделений и филиалов банка присваивались индексы той или иной АТС, что не очень удобно для ведения бизнеса — ведь каждое из подразделений банка имело отличный от других номер, а качество связи зачастую оставляло желать лучшего. До определенного момента со всем этим мирились, поскольку худо-бедно, но задачи связи и передачи данных решались. Однако по мере усложнения банковских технологических процессов, их автоматизации и появления новых видов банковских услуг от корпоративной сети потребовался качественно новый уровень организации связи. Сегодня для любого банка, а тем более Сбербанка РФ, жизненно важно по окончании каждого рабочего дня формировать сводную отчетность по балансу «филиал — отделение — банк — Сбербанк РФ». Кроме того, у Новосибирского Сбербанка появилась необходимость в эффективной обработке операций с использованием пластиковых карт Сберегательного банка России и международных платежных систем. (Значит, нужно организовать распространение действия соответствующих информационных автоматизированных систем (например, АС «Сберкарт») на всю вышеназванную цепочку.) К тому же банк принимает активное участие в проекте по сбору коммунальных платежей «Город», инициированном местной администрацией и предусматривающем организацию on-line доступа к единой городской базе данных поставщиков и пользователей коммунальных услуг. Такой дополнительный в деятельности банка аспект также предъявляет к сетям и системам связи свои требования. Получается, что корпоративная сеть банка еще до начала автоматизации его деятельности должна была обеспечивать за счет использования цифровых каналов связи высокоскоростную передачу данных и централизованное управление информационными ресурсами банка, а также осуществлять качественную голосовую и факсимильную связи. Для реализации проекта по строительству мультисервисной корпоративной сети, отвечающей всем вышеназванным требованиям, Новосибирский Сбербанк решил пригласить системного интегратора и объявил соответствующий конкурс. При этом одним из условий, выдвинутых банком, стало создание решения, в котором использовалась бы технология передачи голоса и данных по одному каналу связи (например, Voice over IP). Победителем этого тендера стала компания КРОК, предложившая построить такую сеть на базе оборудования Cisco. Решение московского системного интегратора предусматривало создание в рамках корпоративной сети двух подсистем: сетевой (по передаче данных) и связи (по передаче голоса). Сетевая подсистема призвана обеспечить оперативное ежедневное формирование сводной отчетности по балансу, электронный документооборот между подразделениями банка, управление ими, проведение электронных платежей расчетных систем Сбербанка РФ в режиме реального времени, развертывание рабочих мест сбора коммунальных платежей по проекту «Город» и пр. В свою очередь, подсистема связи организует единое номерное пространство в цепочке филиал — отделение — банк — Сбербанк РФ. Эта же подсистема позволяет предоставить сотрудникам банка ряд современных телефонных услуг (среди них голосовая почта, переадресация звонков, приоритетность вызовов, конференцсвязь и пр.). В течение полугода КРОК построила в Новосибирском Сбербанке сеть, которая объединила центральный офис банка с тридцатью городскими филиалами, пятью отделениями и ОПЕРУ (Операционное управление). Основой данной сети стала ISDN-сеть НГТС, к которой специалистами КРОКа по выделенным каналам были подключены указанные подразделения банка. При этом при строительстве сетевой подсистемы использовались коммутаторы Cisco Systems серий 3600 и 800. Ранее же существовавшая телефонная сеть банка была интегрирована в созданную систему через телефонную станцию DEFINITY BCS. Кроме того, в рамках данного проекта специалисты отдела автоматизации заказчика и системного интегратора совместными усилиями реализовали ряд специфических функций мультисервисной сети, которые обязательны в таких сферах деятельности, как банковская. Речь идет о круглосуточном и бесперебойном режиме работы сети и обеспечении высокого уровня ее надежности. Дело в том, что вследствие специфики банковской деятельности к этим функциям предъявляются достаточно высокие требования. В частности, сотрудники филиалов должны всегда иметь доступ к информационным ресурсам центрального офиса и ОПЕРУ — базам данных, автоматизированным системам и пр. Ведь отсутствие связи с этими подразделениями банка может привести к тому, что будет допущена ошибка при совершении какой-либо сделки, что способно повлечь за собой значительные финансовые потери. При создании сети все эти требования были учтены системным интегратором. Теперь подсистемы, входящие в состав сети, имеют средства самодиагностики либо обеспечены комплектом диагностирующего оборудования. Также с целью повышения надежности сети были созданы резервные каналы связи и учтена возможность «горячей» замены отказавших элементов в активном сетевом оборудовании Cisco Systems, которые, в свою очередь, защищены ИБП производства APC. Еще одной специфической особенностью данной системы является масштабируемость. Проект был реализован с расчетом на перспективу (например, на организацию в дальнейшем видеоконференцсвязи и пр.) и этапность при переходе действующей системы телекоммуникаций к новой структурной организации, возможность роста банка (включение в сеть отделений Сбербанка в городах областного подчинения и т. д.). Конечно, это оригинальный проект. Однако принципы построения мультисервисной сети, которые КРОК использовал при реализации его, верны для всех фирм, если они не операторы телефонной связи и не используют в качестве ее основы инфраструктуру, предназначенную для передачи «голоса».
|