Вернуться на главную страницу Algo.ru  
 

Системы, которые мы выбираем

 

 

     

О программных приложениях, применяемых в проектах по автоматизации...

24 января 2001
–> вернуться на System Integration (reviews)

О программных приложениях, применяемых в проектах по автоматизации

Автоматизация деятельности предприятия. Данное сочетание слов сегодня можно услышать довольно часто. Но далеко не всегда их смысл увязывают не только с покупкой и установкой компьютеров и соответствующего программного обеспечения, но и с процессом реального внедрения в ведение основного бизнеса сложной информационной системы.

Установка на предприятии вычислительной техники – это только часть процесса информатизации. Немаловажная, но все же часть. Для того, чтобы деятельность компании или организации была реально информатизирована, мало установить сервер и несколько ПК, создать корпоративную сеть передачи данных. Цель — получить большую отдачу от бизнеса компании, с помощью информационной системы, главным элементом которой является приложение, или специальное программное обеспечение, предназначенное для решения прикладных задач.

Итак, одним из существенных элементов работы системных интеграторов, которые берутся за автоматизацию тех или иных процессов на предприятии, представляется внедрение различных приложений. Их можно поделить на несколько больших классов: автоматизированные банковские системы (АБС), автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП), системы планирования ресурсов предприятия (системы класса ERP), системы управления обслуживанием клиентов (CRM — Customer Relationship Management) и специализированные приложения, разработанные под конкретный заказ. Необходимо учитывать, что системные интеграторы занимаются, главным образом, разработкой и/или внедрением одного или нескольких видов приложений.

Большинство автоматизированных банковских систем строится по сходному принципу. Все они включают в себя различные подсистемы и общесистемные модули, выполняющие определенные функции для автоматизации того или иного банковского процесса. Подсистемы обеспечивают осуществление банковских операций: финансовых (это расчетные операции, работа на финансовых рынках и пр.) или административных (к примеру, системное и прикладное администрирование). В свою очередь, эти подсистемы делятся на модули, которые реализуют «участие в системе» различных должностных лиц банка — администратора, бухгалтера, операциониста и пр. Кроме того, ряд модулей, так называемые «общественные», не входит ни в одну из указанных подсистем и обслуживает всех пользователей АБС — сотрудников банка. Задача таких элементов банковской системы (базы данных курсов валют, клиентов и контрагентов, лицевых счетов и пр.) заключается, главным образом, в хранении и обработке необходимой информации, которая может быть использована как другими подсистемами, так и в реальной работе банковских служащих. В общем, в состав различных АБС могут входить десятки разных подсистем и модулей. Число таких элементов, например, в АБС «Новая Афина», разработанной компанией «Програмбанк», приближается к 20.

Существует ряд компаний, работающих преимущественно с банковскими системами, которые обеспечивают комплексную автоматизацию как стандартных процессов деятельности банка (или любой другой кредитной организации) — финансовой отчетности, электронного документооборота, учета доходов и расходов, валютного учета, так и специальных — ведения договоров, контрактов, работы с различными платежными системами, администрирования. Выделим следующие: R-Style Software Lab. (банковские системы RS-Bank и RS-DataHouse), «Програмбанк» («Новая Афина»), научно-производственная фирма «Инверсия» («Банк XXI век»), «Диасофт» («Диасофт 4х4»), БИС («Банковские информационные системы», АБС «БИСквит») и другие.

Для автоматизации производственных процессов на предприятии, относящемся к нефтегазовой, транспортной, телекоммуникационной, фармакологической или любой другой отрасли, предназначены автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП). Сегодня разработкой такого класса программных приложений занимаются многие компании, как российские, так и зарубежные. В то же время, несмотря на действительное многообразие версий и вариантов АСУ ТП, прикладная область каждой из них ограничивается, как правило, рамками какой-либо одной отрасли или крупного предприятия.

В настоящее время на российском рынке корпоративных информационных систем значительное внимание уделяется системам класса ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия). Такие приложения, используемые в крупных организационных структурах, направлены на интегрированное управление всеми внутренними производственными процессами, включая финансовые потоки, бухгалтерию, логистику. Эти системы идеальны для решения циклических, повторяющихся задач, циркулирующих в рамках конкретной организационной структуры. Главная функция данных систем — отслеживание текущего состояния дел во всех службах и подразделениях предприятия и сигнализация руководителям соответствующего уровня об опасных изменениях в производственной деятельности.

К числу зарубежных ERP-систем, уже известных на российском рынке, относятся SAP R/3, Oracle Application, BAAN, Navision, Axapta (две последние разработки принадлежат датской компании NavisionDamgaard), SyteLine (разработана американской фирмой Symix System) и ряд других. При этом внедрение таких систем, как R/3, всегда требовало значительных финансовых, временных и трудозатрат, и позволить себе установку подобной системы могли единицы российских предприятий и организаций. К отечественным ERP-решениям, считающимся менее дорогостоящими, свои разработки сегодня относят компании: «АйТи» (система БОСС), «Галактика» (одноименная система управления предприятием), «Парус» (корпоративная система с тем же названием), «Интеллект-Сервис» (система БЭСТ) и др. Названные фирмы занимаются внедрением своих систем самостоятельно либо, как и их зарубежные коллеги, с помощью партнеров.

По мнению специалистов фирмы КРОК — одного из ведущих российских системных интеграторов, — сегодня российские компании и предприятия все чаще проявляют интерес к системам такого класса, поскольку хотят не просто поставить компьютеры, установить ПО и заменить процесс перекладывания бумаг пересылкой их по электронной почте, но трансформировать и улучшить свой бизнес, сделав его более эффективным и менее затратным. (ERP-системы при правильном внедрении и эксплуатации позволяют этого добиться, поскольку помогают оптимизировать в первую очередь внутренние бизнес-процессы компании.) Это необходимо и для привлечения инвестиций, — никто не станет вкладывать средства в производственную компанию, если в ней не внедрена ERP-система.

Поэтому и системные интеграторы активно действуют на рынке ERP-систем. КРОК рекомендует внедрение таких систем как своим новым клиентам, так и уже существующим. В том случае, когда у заказчика имеется реальная потребность в установке программного обеспечения данного класса, соответствующие специалисты компании (в числе прочего КРОК работает с фирмой Baan) выезжают к нему и проводят все необходимые работы, начиная с обследования предприятия и заканчивая сдачей проекта «под ключ» с дальнейшим его сопровождением. Если же компания по какой-либо причине (например, заказчик желает установить у себя достаточно специфическую ERP-систему, с которой сотрудники КРОК не знакомы) не может самостоятельно заниматься установкой необходимого программного решения, то она привлекает в качестве субподрядчика одного из российских или западных партнеров, специализирующихся на внедрении подобных систем. При этом КРОК контролирует деятельность субподрядчика: проверяется и уровень качества работы привлеченной фирмы, и соответствие готового решения поставленной заказчиком задаче, — ведь фактическая работоспособность программного комплекса ERP зависит не только от его функциональных возможностей, но и от качества его внедрения на конкретном предприятии.

Если ERP — это прежде всего «внутренняя система» предприятия, и она не рассчитана на работу с внешними клиентами и партнерами, — то автоматизировать бизнес-процессы в области продаж, маркетинга, обслуживания и поддержки клиента можно с помощью систем CRM, осуществляющих управление обслуживанием клиентов. В частности, такое ПО должно повышать уровень удержания наиболее прибыльных клиентов предприятия*, в большей степени удовлетворять их потребности, а также снижать издержки на обслуживание заказчиков и увеличивать эффективность взаимодействия с ними.

    *По данным IDC, большая часть компаний из списка Fortune 500 каждые 5 лет теряет около 50% своих клиентов, а привлечение одного нового обходится в 7-10 раз дороже, чем удержание существующего.

Данный класс приложений — самый молодой из нами рассматриваемых. Первые CRM-системы были разработаны около полутора лет назад, и потому еще не получили широкого распространения, особенно в России, где многие компании и предприятия еще не дошли до автоматизации даже своих основных бизнес-процессов. Но у этих решений многообещающее будущее. По мнению аналитиков, если мировой рынок ERP-систем уже стабилизировался, то рынок CRM-решений переживает настоящий бум. По данным бостонской компании AMR Research, в 1999 г. объем мирового рынка CRM-систем составил 3,7 млрд $, в 2002 г. он достигнет 11,5 млрд $, а в 2003 — 16,8 млрд $, т. е. в течение ближайших пяти лет годовой индекс роста рынка CRM будет составлять около 49%.

Как и другие современные приложения, CRM имеет, как правило, модульную структуру, в которую входят такие элементы, как:

    - модули для автоматизации продаж;
    - календарь и планирование;
    - приложения для управления контактами;
    - модули для работы с клиентами;
    - ПО для мониторинга потенциальных продаж;
    - системы прогнозирования продаж;
    - приложения для автоматизации службы поддержки и обслуживания клиентов, а также многие другие.

В то же время в практике российских системных интеграторов бывают случаи, когда перечисленные выше приложения, даже собранные вместе, не могут решить стоящие перед компанией или организацией задачи по автоматизации их деятельности. И здесь на помощь приходят разработчики и поставщики специализированных, или заказных, приложений.

Солидный опыт в этой области имеет компания КРОК, около 70% софтверного бизнеса которой приходится сегодня на долю заказных решений. Эта фирма принимает деятельное участие в создании Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы». Кстати, опыт, приобретенный компанией в результате создания этой системы, оказался востребованным: в начале текущего года КРОК реализовал аналогичный проект в Республике Кыргызстан.

В канун выборов в Думу и Совет Федерации этого независимого государства российская компания установила ГАС «Шайлоо» (по-киргизски — выборы), охватившую все 45 окружных и 2053 участковых избирательных комиссий республики. Система позволила обеспечить регистрацию кандидатов, составление списков избирателей, сократить время подсчета голосов с трех-четырех недель до одного-двух дней, а также отслеживать ход и итоги голосования в сети Интернет. Основой для создания «Шайлоо» послужила автоматизированная система «Голосование», разработанная КРОКом по согласованию с Центризбиркомом РФ и Московской городской избирательной комиссией в рамках работ над развитием ГАС «Выборы».

Одной из особенностей данного проекта стало применение интернет-решений. По словам руководителя департамента информационных технологий компании Александра Буйдова, КРОК не первый год использует в своих проектах интернет-технологии, заложенные в программном обеспечении партнера компании — фирмы Microsoft, и работа с ними стала для специалистов российского системного интегратора уже привычной.

При этом особое внимание КРОК уделил обеспечению защиты информации, что является обязательным условием при создании автоматизированных систем на базе интернет-технологий. В системе реализованы функции, которые позволяют без труда осуществлять контроль за правами конечных пользователей, взаимодействующих с системой, а при необходимости — и ограничивать их.

Еще одна ниша рынка информационных технологий связана с реинжинирингом информационной инфраструктуры предприятия или организации. Это могут быть, в частности, услуги по развертыванию сложного серверного программного обеспечения, например, кластеров под уже эксплуатируемую систему. Потребность в такой модернизации возникает в тех случаях, когда существующая серверная система не справляется с нагрузкой, что приводит к резкому снижению надежности корпоративной информационной системы, а это для некоторых видов бизнеса, например, банковского, недопустимо. Сюда же относятся работы по миграции с одних версий операционных систем и СУБД на другие. Сегодня такие услуги весьма востребованны, поскольку с развитием информационных технологий многие компании уже не устраивает производительность развернутых несколько лет назад АС, их возможности и надежность. К такому виду услуг также можно отнести развертывание систем групповой работы (электронная почта, видеоконференцсвязь, интеграция внутренней информационной системы с веб-сайтом и т. д.).

Выбор заказчиком какой-либо из перечисленных выше систем зависит от рода его деятельности и тех процессов, которые требуют автоматизации. При этом внедрение любой информационной системы всегда требует (в той или иной степени) проведения некоторых изменений в организационной структуре предприятия и в ведении бизнес-процессов. Другими словами, система автоматизации и система предприятия должны быть «взаимоувязаны».

Оптимальным и принятым во всем мире способом определения уровня и качества тех изменений, на которые должно пойти предприятие при внедрении системы, является информационный и бизнес-консалтинг, которые выполняют консалтинговые компании. В связи в этим многие российские системные интеграторы в последнее время либо создают собственные консалтинговые подразделения (как, например, группа компаний «Аквариус»), либо в рамках определенных договорных отношений работают с заказчиком совместно с одной из консалтинговых фирм. Примером тому может служить партнерство КРОК с KPMG, в рамках которого последняя предоставляет консалтинговые услуги для клиентов КРОК в начальных фазах проектов, что позволяет добиться в итоге существенно более весомого результата при внедрении информационной системы и избежать неэффективного вложения средств.


–> вернуться на канал System Integration (reviews)