|
По материалам ZDNet... 14 мая 2001 Microsoft может изменить практику лицензирования своих продуктов, вынудив крупные компании каждые три года платить за право продолжать их использование. Одно время Microsoft говорила о продаже ПО на условиях подписки, однако изменения, которые аналитики предвидят в недалеком будущем, могут привести к тому, что крупным заказчикам Microsoft придется пересмотреть схему закупок всех продуктов — от операционных систем до офисных приложений. По существующей схеме лицензирования таких продуктов, как Microsoft Office 2000, стоимость которых зависит от числа пользователей, крупные компании заключают контракты, называемые enterprise agreement, сроком на три года и оплачивают их ежегодно. По новому плану компании по-прежнему будут заключать такие трехлетние соглашения, но по истечении этого срока они должны будут либо заплатить снова, либо прекратить использование ПО. Таким образом, покупатели ПО Microsoft переводятся с «бесконечных» лицензий на лицензии с ограниченным сроком действия. «Покупая постоянную лицензию, вы становитесь собственником копии Office, — поясняет аналитик Gartner Неил Макдональд (Neil MacDonald). — Вы платите за нее только однажды. Ограниченный срок означает, что через три года вам вновь придется заплатить Microsoft за те же самые функциональные возможности». Аналитики отмечают, что такие лицензионные соглашения повлияют на крупнейших заказчиков Microsoft, тогда как более мелкие клиенты пользуются в основном открытыми и выборочными соглашениями. Об изменениях в условиях этих соглашений пока ничего не известно. Для Microsoft изменение условий корпоративных соглашений будет означать более стабильный поток доходов. Это особенно важно сейчас, когда компания старается увлечь заказчиков новыми версиями своего ПО. Но для крупнейших клиентов Microsoft со временем это может привести к значительному увеличению расходов на программное обеспечение. «Счета Microsoft придется оплачивать ежемесячно, как счета за электричество или воду», — предупреждает Макдональд. Аналитик UBS Warburg Дон Янг (Don Young) пишет в своей заметке, что Microsoft, по его мнению, скоро объявит о сокращении или прекращении постоянного лицензирования. «У нас есть подтверждения от многих компаний во всем мире, что сейчас Microsoft предлагает новые корпоративные соглашения с предоставлением ограниченной лицензии на три года, в отличие от прежних постоянных лицензий, — говорится в заметке. — В некоторых случаях Microsoft выкупает существующие постоянные лицензии». Представитель Microsoft Дэн Лич (Dan Leach) ответил на это, что компания не комментирует слухов. «Программное обеспечение все больше превращается в сервис, и нам понадобятся новые лицензии, новая поддержка, и мы будем предлагать разные модели, отвечающие этим изменениям, — сказал он. — Microsoft постоянно ищет способы упрощения и повышения гибкости лицензирования, а также расширяет услуги и программы поддержки». Однако он подчеркнул: «Мы не объявляем ни о каких конкретных изменениях». Аналитик Guernsey Research Крис Леток (Chris LeTocq) заметил, что Microsoft уже предлагает трехлетние программы подписки в ознакомительных целях и для тех компаний, которые этого пожелают. Но вопрос в том, как велико желание Microsoft заставить компании платить на условиях подписки. «Я думаю, что через три года будет очень трудно приобрести у Microsoft постоянную лицензию на что-либо», — говорит он. Макдональд согласен с этим: «Постепенно двигаясь от выбора по желанию к обязаловке, Microsoft, по существу, принуждает переходить на схему подписки». Источники, близкие к Microsoft, сомневаются, что компания намерена отказаться от постоянных лицензий, даже если ее доходы от подписки и увеличатся. В частности, Леток не уверен в этом: «Конечно, они могут предлагать постоянные лицензии, но по ценам, вдвое, втрое или вчетверо выше теперешних, так что их никто не захочет покупать». Переход Microsoft с постоянных лицензий на модель подписки означает, что компания сможет «еще больше застраховать потоки своих доходов от изменения тенденций на рынке ПК, — пишет Янг. — Изменение схемы лицензирования «существенно повысит предсказуемость и устойчивость своего бизнеса». Однако более важной Леток считает другую проблему: заказчики Microsoft проявляют все меньше желания переходить на новые версии ее продуктов. «Я не думаю, что Microsoft стала бы этим заниматься, если бы новые возможности ее продуктов постоянно подталкивали покупателей к апгрейду, — говорит он. — Раз нельзя подбить людей на апгрейд, приходится склонять их к подписке. По существу, это означает: „Будете ли вы делать апгрейд или нет, вы все равно заплатите”». Макдоналд добавляет, что лишение заказчиков свободы выбора станет катастрофой для общественного мнения о Microsoft. «По существующим программам лицензирования вы выбираете, когда вам делать апгрейд, — говорит он. — Многие все еще пользуются Office 97. Сейчас компании сами решают, когда им переходить на следующую версию Office». По собственным оценкам Microsoft, около 60% заказчиков Office все еще работают с Office 95 или Office 97. «Microsoft становится все труднее разрабатывать продукты, вынуждающие людей обновлять версии, — говорит Макдональд. — Microsoft завоевала рынок тем, что ее продукты были в меру качественными. Но теперь, чтобы сподвигнуть людей на апгрейд, сносного качества уже недостаточно». Неизвестно, как быстро Microsoft удастся изменить схему лицензирования, но аналитики полагают, что компания выставит морковку на палке: цены. По словам Макдональда, Microsoft может сделать трехлетнюю лицензию очень привлекательной, «но что станет с ценами за три года? Microsoft сможет диктовать людям, что им покупать, так как цена отказа будет очень высокой. Представьте себе, что к вам в офис пришли и говорят: „Заплатите мне 100 тыс. $, или я отберу у вас все копии Microsoft Office!”».
|