Вернуться на главную страницу Algo.ru  
 

Microsoft плетет .Net вокруг Win XP

 

 

     

По материалам ZDNet...

22 октября 2001
–> вернуться на System Integration (news)

Microsoft weaves a .Net over Win XP

Майк Рикьюти (Mike Ricciuti), специально для ZDNet

18 октября 2001 4:50 AM PT

Питера Осборна из Dollar Rent A Car Systems осенила простая идея: он и его команда из десяти программистов создали программу, позволившую людям брать автомобили напрокат через веб-сайты компании Southwest Airlines и ее партнеров. Осборн и не подозревал, что своей находкой сделал вклад в маркетинговую революцию, которая может изменить облик крупнейшей в мире софтверной компании. Неожиданно проект Rent A Car стал витриной новой инициативы веб-сервисов, называемой Microsoft.Net. «Журналисты спрашивают меня: „Что же такое .Net?”, а я отвечаю: „Вы обратились не по адресу”, – рассказывает менеджер отдела передовых технологий Dollar, еще не привыкший к вниманию прессы. – Мое дело – искать инструменты, которые помогут нам в работе».

Возможно, недоступность концепции для широкой публики – это именно то, чего добивается Microsoft. .Net, которой предшествовала 25-летняя история грандиозных триумфальных инициатив, иногда с нечетко сформулированными намерениями и подобно хамелиону меняющимися планами, представляются чем-то совсем уж таинственным. Компания нацелена на новую, быстро развивающуюся область – веб-сервисы. Но, возможно, что в свете окружающих Microsoft юридических проблем представить подробное описание этих планов – все равно, что бросить публичный вызов антимонопольным властям.

С выпуском Windows XP – первым серьезным публичным шагом в своей инициативе .Net – лидер софтверной индустрии оказывается в чрезвычайно деликатной позиции. Он выставляет на рынок ответственный продукт, реализующий план интеграции, которую федеральный суд посчитал антиконкурентной практикой. Некоторые утверждают, что опасения по поводу рассматриваемой в судебном процессе интеграции браузера в операционную систему – ничто по сравнению с тем, чем грозит полная реализация кампании .Net. Microsoft.Net – это гигантский проект, который начинается с Windows ХР и охватывает почти все продукты, услуги, веб-сайты и усилия по разработке Microsoft. Это зонтичная концепция нового принципа работы с программным обеспечением; комплекс продуктов для создания этого нового ПО; а также начальный набор хостируемых сервисов, называемых .Net My Services. В рамках этой спорной стратегии Microsoft планирует предложить широкий набор услуг, в том числе онлайновую службу календаря, службу управления списком контактов, хранилище документов и изображений, учет информации о кредитных т идентификационных данных – и все это с доступом через любое цифровое устройство и в любой точке планеты. «Вкратце смысл идеи можно описать так: у Microsoft сотни миллионов пользователей Windows, и компания хочет установить с ними регулярные прямые отношения как с абонентами, которые ежемесячно оплачивают услуги».

Не просто гул

Аналитики и заказчики Microsoft быстро осознали, что хотя .Net окутана толстым слоем пара, это нечто гораздо большее, чем обычный маркетинговый гул. Фундамент всего плана – по существу, он заключается в интеграции ПО с применением веб-стандарта онлайнового обмена данными Extensible Markup Language (XML) – опирается на реальную технологию, которая работает и со временем станет общепринятой для ИТ-отделов большого числа компаний, а затем войдет в повседневную жизнь широкого круга потребителей.

В своей простейшей форме веб-сервисы связывают серверы через интернет для создания новых способов обмена данными и комбинирования информации. Пока Microsoft продает ПО, позволяющее компаниям создавать эти сервисы. А затем коммерциализирует эту концепцию и наряду с другими инициативами сделает сервисы доступными широкому кругу потребителей и организаций за регулярную плату.

.Net включает связи с онлайновыми ресурсами Microsoft, такими как MSN и bCentral, веб-сайт, ориентированный на малые предприятия, а также новые инструменты и ПО, которые корпоративные заказчики могут покупать для создания собственных веб-сервисов. План предусматривает жизненно важный для Microsoft переход от разовых продаж ПО и обновлений к более стабильному источнику доходов, основанному на подписке – это главная цель системы .Net My Services, которая находится в стадии разработки, и ее внедрение должно начаться в будущем году.

«Реальный потенциал роста для Microsoft заложен в .Net My Services. Здесь больше риска, но при высоком риске высока и отдача, – говорит аналитик Burton Group Гари Хейн (Gary Hein), который провел большую часть этого года за изучением .Net. – Вводя .Net My Services в Windows XP и в принадлежащие Microsoft интернет-ресурсы, компания создает абонентскую базу. Это лишь первый шаг… Здесь проблема курицы и яйца. Партнеры не станут участвовать в этих сервисах, пока нет пользователей, а пользователи не появятся, пока нет контента».

Грандиозные планы Microsoft натыкаются на не менее серьезные препятствия, начиная с антимонопольных вопросов и новых конкурентов и кончая требованием соблюдения тайны частной информации, обеспечения защиты и надежности сервисов в условиях широко открытого, общедоступного интернета. В прошлом месяце Американская федерация потребителей, Союз потребителей, организация Media Access Project и Группа по исследованиям общественных интересов США направили письмо федеральному прокурору и прокурорам штатов, в котором утверждается, что стратегия Microsoft, направленная на введение интернет-сервисов в Windows ХР повторяет нарушения, отмеченные федеральным апелляционным судом.

Масса возможностей

Кристофер Пейн (Christopher Payne) – вице-президент Microsoft, который три года назад ушел в сеть онлайновой розничной торговли Amazon.com, но вернулся, чтобы помогать в продвижении .Net – отвергает обвинения в монополизме, утверждая, что инициатива Microsoft важна для дальнейшего развития интернета не меньше, чем для самой компании. «Инициатива .Net, безусловно, очень важна для компании, наряду с Windows и Office. Она несет в себе массу возможностей по совершенствованию механизмов работы веба, – говорит Пейн. – Мы думаем, что предначертали верный путь дальнейшего развития отрасли».

Однако за стенами Microsoft эти предначертания быстро теряют свою четкость. Заказчики жалуются на путаницу вокруг .Net на ранних этапах развития стратегии. «Осознать все это нелегко, – говорит Билл Эвьен (Bill Evjen), веб-разработчик и основатель St. Louis .Net User Group, одной из первых подобных организаций, объединяющей 500 членов. – Идея .Net так велика, что людям будет трудно ее усвоить».

Еще один разработчик и давний заказчик Microsoft, попросивший не называть его, возлагает по крайней мере часть вины за создавшуюся путаницу на саму компанию. «Проблема в том, что идея оказалась в руках специалистов по маркетингу, которые наклеивают ярлык .Net на все подряд, включая корпоративные серверы, которые не имеют к .Net никакого отношения». Microsoft переименовала многие свое серверные продукты, такие как СУБД SQL Server и сервер коммуникаций Exchange, называя их .Net Enterprise Servers.

Другие считают путаницу результатом включения в .Net большого числа областей деятельности и технологий. «.Net не так таинственна, как думают некоторые. Здесь тот же случай, что и со слоном, которого пытаются описать слепые, – говорит аналитик Meta Group Уилл Захманн (Will Zachmann). – Это нагромождение многих вещей, которые означают разное для разных людей».

Пейн признает, что Microsoft, вероятно, усугубила неопределенность, предложив общую концепцию, но избегая более конкретного изложения заказчикам, аналитикам и прессе аспектов механизма доставки продуктов. «Очевидно, что потребители не понимают всех аспектов .Net. Нам безусловно надо работать над этим», – сказал он.

Что думают конкуренты

Есть группа ветеранов индустрии высоких технологий, которые не колеблются с определением стратегии .Net. Это конкуренты Microsoft. Каждый из них, будь то Sun Microsystems, AOL Time Warner, Oracle или IBM, убежден, что софтверная империя хочет доминировать в интернете так же полновластно, как она вот уже два десятилетия доминирует в сфере персональных компьютеров. Microsoft контролирует практически все остальные сегменты индустрии ПО для ПК. По оценкам аналитиков, компании принадлежит свыше 90% рынка операционных систем для ПК, свыше 90% рынка бизнес-приложений и свыше 85% рынка веб-браузеров. Теперь она агрессивно рвется к веб-сервисам. «Microsoft старается перепланировать игровое поле, так чтобы существующие игроки оказались вне игры, – говорит главный технолог Sun Саймон Фиппс (Simon Phipps). – И они много поработали над этим».

Чтобы обеспечить .Net широкую поддержку, Microsoft применила классический подход к распространению своей идеи, начав с наиболее лояльной аудитории: разработчиков ПО вроде Осборна из Dollar. В начале года председатель правления Билл Гейтс сказал, что стратегия Microsoft – в создании спроса на новые продукты путем возбуждения интереса у разработчиков. «Мы ставим на это наше будущее», – подчеркнул он.

Аналитики согласны, что разработчики – это ключ к успеху .Net. «Если Microsoft удастся воспроизвести модель, которой они следовали в прошлом, и своими инструментами привлечь разработчиков к созданию этих сервисов, то они станут популярными. Это проверенный ход, который приводил к успеху не один раз, – говорит Хейн. – У Microsoft очень сильная сеть разработчиков. Пожалуй, самая лучшая».

Задачу Microsoft несколько облегчает то, что некоторые технологии, составляющие .Net, известны уже несколько лет. В планах .Net и веб-сервисов они просто перекомбинированы с новыми методами программирования и концепциями. «Для Microsoft это революционно. За прошедшие годы я много раз наблюдал, как приходят и уходят продукты Microsoft, но эта смена поколений – самая грандиозная», – сказал Эвьен, чья работа в St. Louis .Net User Group привела к созданию свыше ста подобных организаций по всему миру. Если свыше 4 млн разработчиков, пользующихся инструментарием Microsoft Visual Basic, смогут легко переключиться на создание веб-сервисов, это подхлестнет продажи ПО Microsoft, приведет к созданию веб-сервисов для .Net My Services, за которые заказчики станут платить, и со временем пополнит закрома компании.

Как это уже бывало, Microsoft может выпускать не самые лучшие, но зато самые простые инструменты разработки. Многие разработчики предпочитают инструменты Java, которые по их мнению гибче, хотя пользоваться ими сложнее. «На сегодняшний день у Microsoft лучшие инструменты для создания простых веб-сервисов, – говорит аналитик Giga Information Group Рэнди Хеффнер (Randy Heffner).

Ветераны отрасли, годами наблюдавшие за деятельностью Microsoft, отмечают, что стратегия .Net, какой бы путаной она ни казалась в первое время, следует знакомому образцу. Захманн из Meta Group вспоминает, как компания выходила на арену текстовых процессоров, начав с почти смехотворной позиции в начале 1980-ых – когда около 80% рынка приходилось на долю Corel WordPerfect – а затем методично выпускала версию за версией Microsoft Word до тех пор, пока не добилась доминирования на рынке. «Когда к вам приходят из Microsoft в первый раз, вы говорите, что это интересно, одобрительно похлопываете их по плечу и отправляете обратно в Редмонд. Они приходят снова, и вы говорите, что да, это гораздо лучше, но сам я вряд ли воспользуюсь этим когда-нибудь. Но они не отстают и каждый раз что-то улучшают, – говорит Захманн. – Они продолжают улучшать это и обращают на себя внимание. Думаю, что то же самое произойдет и с .Net».


–> вернуться на канал System Integration (news)